KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Вдохновляющее слово Учителя
Вдохновляющее слово Учителя
05 мая 2014    Автор / Р. Мукажанова, Г. Омарова, к.п.н., ведущие научные сотрудники ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Никто тебе не друг, никто тебе не враг,

но каждый для тебя Учитель.

Ш. Амонашвили

 

Большинство педагогов после совместного просмотра на XI Международных Педагогических Чтениях (г. Москва) фрагментов из художественного фильма «Звездочки на земле» признали, что история героя картины напоминает судьбу великого педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили. В детстве Шалва Александрович не был успевающим учеником до тех пор, пока в его класс не пришла новая учительница русского языка, изменившая его судьбу и вдохновившая его на большие достижения в учебе. Вот так каждый считающийся неперспективным ученик ждет своего Учителя, дарителя счастливых перемен и крылатых надежд. По окончании просмотра фильма, демонстрирующего совместную победу вдохновленного ученика и уверовавшего в него учителя, педагог из Литвы Т. Яунземис сказал: «…Как-то даже говорить не хочется. Если у вас слезы на глазах, то это нормально. В фильме присутствовало Вдохновение. Главное – не мешать учителю, который вдохновляет, не загубить ростки, которые будут вести к новым победам. В одной из школ Алтайского края одна девочка решила подарить этот фильм всем учителям… Учителя в новом учебном году пришли в школу другими – вдохновленными». Ш.А. Амонашвили рекомендует всем педагогам посмотреть этот фильм, который никого не может оставить равнодушным. Он говорит: «Мы сейчас очень рады и благодарим руководителей, которые не мешают. Но мы должны идти дальше. Если руководитель сам умеет вдохновлять, то низкий ему поклон. Как должны вдохновлять руководители? Он предлагает мысль – другой присваивает и дальше разворачивает. Не надо искать авторство, это вызывает соперничество. Мысль пришла от Небес. Не надо спорить. Сухомлинский умел вдохновлять. Посещая урок коллеги, он говорил: «Можно у вас посидеть на уроке, чему-то поучиться?»

По мнению педагога «…есть способы Вдохновения, а есть способы в корне уничтожать всякое творчество. Поэтому руководитель – это очень серьезное лицо в образовании. У нас, к сожалению, в большинстве своем пока авторитарный строй в образовании, и есть руководители, которые умеют разговаривать только таким приказным языком: «Товарищи, сделайте то-то и то-то…»

Шалва Александрович, обращаясь к руководителям организаций образования, просит: «Пожалуйста, умножайте вдохновляющих учителей. Пусть будет для начала в вашей школе 1 такой учитель, затем – 5, доведите их число хотя бы до 9-ти, дальше их количество будет возрастать помимо вашей воли. Не только не мешаем (этого мало для директоров-отличников), но и вдохновляем, радуемся хорошему, не критикуем. И такими руководителями будет прирастать наша гуманная педагогика!»

Выдающийся учитель-гуманист живет от Чтений до Чтений. Он подчеркивает, что год пролетает быстро в радости ожидания. Жизнь, как снежинка, тает быстро, и это направляет жизнь. 10 лет назад он был совсем другим человеком, и все были другие. Все в этом мире меняется, и люди меняются. Да, он был в гуманной педагогике… Но каждый раз жизнь открывает новые горизонты. Теперь он говорит о духовном гуманизме. Нет конца и начала воспитанию, поскольку воспитание – категория вселенская. Шалва Александрович очень благодарен всем, кто его окружает за рост сознания. Он чувствует большую поддержку коллег, с которыми продвигается вперед в своем духовном развитии.

Грань Любви – бесконечная тема в педагогике. 10 лет проводятся ежегодные Международные педагогические Чтения по гуманной педагогике. 11-й год – это начало нового цикла. Теперь у педагогов есть Манифест гуманной педагогики, который принят 17 июля 2011 года на Родине Шалвы Александровича – в Бушети (Грузия). Группа людей собиралась постоянно, обсуждала каждое слово, каждую фразу документа, потому что у них была тревога за будущее, за наших детей. Что мы строим, куда идем? Священная книга говорит нам: «Не хлебом единым жив человек... А всяким духовным словом». Следующее поколение должно быть лучше нас.

К сожалению, современная личность настолько автономна, что порождает ее отчуждение от социально значимых ценностей образования. Зачастую образование сводится к достижению потребительско-карьерных целей. Также Интернет, как повсеместное явление на современном этапе развития человечества, играет свою негативную роль в системе образования. Он приводит к следующим последствиям:

·     Не первый раз в истории образования школа становится не единственным источником знаний, но впервые она стала не основным источником познания.

·     Бесконечное «кликанье» по кнопкам клавиатуры приводит к тому, что подросток более 15 минут не может ни на чем удерживать внимание. Это формирует у подростков клиповое мозаичное сознание.

·     Интернет предполагает вариативность и добровольность, а традиционная школа требует обязательности и традиционности, что приводит к конфликту в сознании подростков.

·     У современных подростков превалирует виртуальное общение над живым, которое тотально обедняет и обкрадывает их, в то время как раньше в школу дети приходили не только за учением, но зачастую, и даже в большей степени, за общением.

Такому натиску последствий индивидуализации и информатизации образования можно противопоставить принципы гуманной педагогики.

Профессор М.В. Богуславский так говорит о Манифесте гуманной педагогики: «Педагогический манифест – результат живой общественной жизни, отражающий педагогические поиски, процесс формирования мира образования. …Главное понятие документа – Свет, параметрами которого являются Духовность, Любовь, Мудрость».

Из Манифеста Ш.А. Амонашвили особо выделяет фундаментальное понятие – духовный гуманизм. Только через изменение педагогического сознания на основе понятий духовности, гуманности, любви, добра, мира, блага можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Авторитарной педагогике противостоит гуманная педагогика, которая во главу угла ставит духовные ценности. Авторитарная же педагогика отдает приоритет материальным ценностям и благам, хотя она тоже воспитала много хороших ученых.

Гуманная педагогика в своем поступательном движении прошла 3 этапа:

1.   Гуманно-личностная педагогика;

2.   Гуманная педагогика;

3.   Духовно-гуманная педагогика.

На данном этапе развития педагогической идеи назрела насущная необходимость в соединении духовности и гуманизма. Духовный гуманизм – инновационная консистенция всего Манифеста. Ранее гуманизм и религиозная духовность были двумя противоположными философскими концепциями. С духовностью было связано понятие Духа, с гуманизмом – понятие Человека. Теперь эти понятия рассматриваются в единстве.

Принцип сотрудничества, положенный в основу предыдущего Манифеста педагогики сотрудничества, в новом Манифесте гуманной педагогики обогащается духовным измерением, которое наполняет педагогику мудростью и направляет её в будущее.

Объясняя понятие духовного гуманизма, можно сказать, что смысл духовности станет более понятным через понятие гуманности. Это процесс развития в вере, которая, в свою очередь, наделяет человека свободной волей и утверждением внутреннего гуманного мира. Человек становится творцом жизни. Понятия «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом. Вместе они – суть гуманной педагогики. Таким образом современная школа пришла от педагогики сотрудничества, которую ввели когда-то педагоги-новаторы, к педагогике духовного гуманизма.

Ступенька восхождения последних Чтений: «Учитель, вдохнови меня на творчество!» Творчество развивается во всех школах, даже в авторитарных. Но главное слово здесь – «вдохнови». Много книг написано о творчестве. Но где книги о том, как вдохновить? И на что вдохновить? Иногда дети показывают дрессированное творчество. Много учебников по педагогике и психологии творчества, но о вдохновении в них ничего нет!

В.И. Вернадский в своих «Дневниках» писал: «Значение вдохновения трудно переоценить. Оно есть основной элемент жизни». Если искра вдохновения осенит человека, то его уже никто не остановит.

Откуда же приходит вдохновение? Можно с уверенностью, что из материальной жизни вдохновение не придет, если нет живого, творящего начала, то нет и вдохновения. Как можно назвать этот вечный источник вдохновения? Ш.А. Амонашвили называет его живыми небесами. Он говорит: «…например, Александр Сергеевич Пушкин всегда жил во вдохновении, но я, Шалва Александрович, ищу вдохновения, жду его. Как приходит вдохновение? Вдохновение не придет для дурных дел. Во вдохновении человек поднимается в более высокий мир, для него уже не важны мирские мелочи. Он творит, не думая о вознаграждении. Он говорит от сердца, не по бумажке. Если человек мыслит возвышенно, то к нему обязательно приходит вдохновение. Иногда вдохновение приходит и уходит. Но мы можем учиться жить во вдохновении. Мы можем жить вдохновенно всегда, и мы должны учиться этому! Нам нужно пробудить внутреннего творца! Почему он бездельничает и спит? Его надо пробудить!»

Иногда человек принимает решение быть гуманным, вдохновляющим. Но когда начинается обычная работа, он действует по стандартным методикам. Нужно понять, почему так происходит, ведь без вдохновения всякое творчество – принуждение.

Взгляните на детей, они все вдохновлённые. Они вдохновенно едят, вдохновенно играют, даже дерутся вдохновенно, искренне, всем сердцем. Но когда они соприкасаются с миром взрослых, то их начинают «учить» творить… Они начинают осваивать так называемые «технологии творчества», «технологии вдохновения». Однако, по мнению Ш.А. Амонашвили, не «технология вдохновения» должна быть, а таинство вдохновения.

Как-то Шалва Александрович задал вопрос детям: «Дети, помогите понять, каким должен быть вдохновляющий урок?» и получил ответ: «Вдохновленным». Он переспросил: «Как это?» И посыпались ответы детей:

- Чтобы самому хотелось провести этот урок.

- Бодрым, с юмором, чтобы было поменьше «писанины».

- Чтобы учителя хорошо относились к детям.

- Чтобы урок был как радуга после дождя.

- Чтобы урок был тихим и спокойным

- Чтобы урок мог запомниться навсегда.

То есть учитель должен думать не о том, какие вопросы задавать, а о том, как сделать урок запоминающимся.

Учителя, вдохновитесь на поиски этого вечного, основного элемента жизни – вдохновения! Мы вместе должны подумать и понять, как нам вдохновляться, как вдохновить детей.

Шалве Александровичу хочется узнать от каждого при встрече: «Здравствуйте, как Ваше творческое вдохновение?» Все привыкли к выражениям: «Как Ваше здоровье? Как дела? Здоровья Вам! Удачи Вам!» Но представьте, как это будет прекрасно, если в нашей педагогической среде каждый из нас научится говорить коллеге: «Дай Вам Бог творческого вдохновения, учитель!»

Таким образом, в педагогическом творчестве самое главное – Вдохновение, или, иначе говоря, Вдох Нового. О его природе, происхождении и развитии размышляют педагоги из разных стран мира на педагогических Чтениях.

***

Часто Ш.А. Амонашвили рассказывает притчу об учителе и учениках: «Конец ХV века. Открытие нового мира. В Европу путешественники привозят много нового. Большей частью везут золото – это богатство, это власть над людьми.

Но не только жажда наживы влечет людей в Новый Свет. Один из моряков Христофора Колумба возвращается в Европу с семенами невиданного доселе растения- томата.

Попробовав его на вкус и узнав о его ценности, моряк не смог отказаться от соблазна вырастить этот чудо-овощ дома. И вот, спустя год, появился первый урожай.

Попробовали соседи томат и попросили их научить выращивать прекрасный овощ. Лишь двенадцати ученикам дал он по одному семечку и сказал: «Через год я приду и проверю, как вы научились выращивать томат». И разошлись ученики по домам, и пошел учитель смотреть на труды своих учеников.

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

- Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

- Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать.

И у второго ученика не было растения.

- Слишком рано, учитель, я посеял семечко, смерзло оно.

- Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого, - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

- Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.

- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей.

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

- Забыл я, учитель, посеять семя.

- Запомни: что посеешь, то и пожнешь.

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он семя, взошло оно, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

- «Все должно иметь свои корни», - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

- Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

- Запомни, ничто не может жить без питания.

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

- «Пришел сосед, поглядел, и погибло растение»,- сказал ученик учителю.

- Береги впредь свое чадо от дурного глаза.

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

- Послушался я, учитель, чужих советов.

- Не слушай тех, кто не знает.

Не мог похвастаться и девятый ученик.

- Учитель, слишком поздно я посеял семя.

- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня.

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

- Забыл я удобрить землю, учитель.

- «Не жди плодов без плодородной почвы», - наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

- Учитель, я выполнил все твои советы.

- Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил. А еще я уделял много внимания растению, берег его как зеницу ока, ни на один день не прерывая заботы о нем. И растение отблагодарило меня за проявленную заботу, подарив множество прекрасных плодов.

Со слезами на глазах учитель поблагодарил своего ученика, который стал теперь его учителем».

Пусть же наш педагогический труд найдет свое продолжение в сердцах и умах учеников, и они изменят мир, делая его радостным, добрым и светлым. Счастья нам всем, мира в душе и творческого вдохновения!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.