KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Формирование нравственно-духовных ценностей
Формирование нравственно-духовных ценностей
09 июня 2014    Автор / Г. Кудебаева, директор детского сада «Самопознание» ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. 

Н. Пирогов

 

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша. Нравственно-духовное воспитание должно быть присуще образо­ванию через всю жизнь.

Дошкольное образование – первая ступень в системе общего образования РК. В дошкольном возрасте закладывается основной фундамент нравственности, это время познания мира и человеческих отношений, а также сензитивный период для формирования нравственно-духовных чувств дошкольника. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.

Национальная система образования ориентирована на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно-духовного образования «Самопознание», автором которого является Первая леди Республики Казахстан Сара Алпысқызы.

«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает жизнь каждого человека и наполняет ее общечеловеческими ценностями. В основе программы – развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности. С.А. Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».

Программа «Самопознание» для дошкольников является первым этапом в нравственно-духовном образовании ребенка и позволяет выявить и понять особенности компетентностного обучения детей, которые непосредственно связаны с периодом первичного личностного формирования. Именно в этот период дошкольного детства наиболее интенсивно разворачивается процесс становления высших психических функций и формируется детское сознание (как осознанность, как идентификация себя в мире). Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие в процессе обучения самопознанию в этот период детства ориентировано как на развитие и совершенствование мыслительной деятельности, так и на создание положительного самоощущения, эмоционального благополучия детей. При этом важной становится атмосфера взаимодействия педагога, психолога, родителей и ребенка.

Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»: «В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...».

Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Это происходит за счет интеграции программы «Самопознание» в режимные моменты детского сада.

Режимный момент «Здравствуйте, дети!»

Утро в детском саду начинается с Круга радости. Круг радости позволяет позитивно настроить детей, расширять их коммуникативные навыки, формировать дружеские взаимоотношения через речевое общение, формировать нравственные представления детей.

Режимный момент «Приятного аппетита!»

Использование слов благодарения перед приёмом пищи направлено на формирование навыка детей благодарить за проявленную заботу. 

Режимный момент «Вместе на природу»

Организация прогулки через призму самопознания раскрывает большие возможности для воспитания любви к окружающей природе, умения совершать добрые дела и поступки, ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде, умения жить в гармонии с природой, любознательности, чувства принадлежности ребенка к природе родного края, патриотизма и трудолюбия.

Организация  подвижных  игр  на природе дает возможность формирования дружеских взаимоотношений между детьми, выносливости, смелости, взаимовыручки, умения подчиняться установленным правилам, проявление заботы о младших.

Режимный момент «Здоровый сон»

Организация сна детей с использованием  колыбельных способствует формированию заботливого, бережного, доброжелательного отношения друг к другу, развитию добрых и нежных чувств, приобщению к музыкальному культурному  наследию  разных народов.

Игровая деятельность

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – это первая школа общественного поведения. В процессе игры у ребенка развивается умение действовать совместно и целенаправленно, приходит понимание общности интересов, формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества. Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения. При планировании игровой деятельности необходимо продумывать создание ситуаций, направленных на формирование нравственных качеств – любовь, дружба, ответственность, уважение, милосердие, доброта, заботливость, вежливость.

Таким образом, использование интегрированного подхода в проведении занятий по самопознанию в детском саду:

·        развивает потенциал воспитанников;

·        побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей;

·        объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями;

·        способствует формированию коллективных взаимоотношений;

·        развивает коммуникативные способности, умение свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями;

·        повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления,  памяти;

·        способствует формированию целостной картины мира через рассмотрение явления или предмета с разных сторон: социальной, нравственно-этической, эмоционально-чувственной, рациональной и т.д. 

·        раскрывает значительные педагогические возможности, даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога и раскрытия его способностей;

·        способствует более тесному контакту всех специалистов дошкольного образования и сотрудничеству с родителями, в результате чего образуется детско-взрослое сообщество;

·        помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей;

·        вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

Педагог, ориентируясь на потребности ребенка, его индивидуальность, возрастные и психологические особенности, должен овладеть системой трансформации нравственного, духовного опыта человечества в практику дошкольного образования и способами воспитания нравственности и духовности. Для этого необходима интеграция с образовательных областей и программы нравственно-духовного образования «Самопознание».


Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.