KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Игры народов мира
Игры народов мира
22 июня 2014    Автор / С. Жилина, инструктор по физической культуре, КГКП ясли/сад № 19 «Ақтілек», г. Темиртау

Цель: раскрыть значение творчества в процессе самопознания.

Задачи:

– расширять представление о творчестве как способе самовыражения;

– развивать интерес к различным видам творческой деятельности;

– воспитывать созидательную активность учащихся.

Ресурсы: заготовки для творческой деятельности, карточки с началом фраз (см. ниже), фонограмма песни на слова М. Матусовского, музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Круг радости

Учитель тепло приветствует учащихся и предлагает желающим придумать определение к слову творчество. Выслушав, обобщает и отмечает, что ребята назвали творчество индивидуальным и коллективным, художественным и техническим, а также радостным, увлекательным, познавательным, добрым, ярким, удивительным, вдохновенным...

Беседа

Проводится по вопросам, представленным в учебнике:

1. Какие чувства вы испытываете, когда у вас что-то хорошо получается?

2. Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? Почему?

3. Где человеку необходимо творчество?

(Ответы учащихся)

Учитель:

– Творчество – это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.

Упражнение

Учитель приглашает детей встать в круг. Каждому ребенку вручается карточка, где  написано начало фразы, которую нужно завершить:

☼ когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую...

☼ солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне...

☼ я иду по земле, и мне кажется…

☼ я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как...

☼ когда учитель хвалит меня, то я чувствую ….

☼ аромат цветка напоминает мне…

☼ когда рядом со мной друзья…

☼ когда я среди деревьев, мне кажется…

☼ капли дождя на стекле словно...

(Ответы учащихся)

Учитель:

– Выполняя задание, каждый из вас фантазировал, неординарно мыслил. Это и есть пример творчества, так как в вашем воображении родились образы. Образ – это  выражение отношения автора к изображаемой действительности.

Рассказ учителя

Изложение содержания притчи А.Лопатиной.

Сказка о художнике

Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, – во всем видел он красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой – восходящее солнце. «Ах! Как красиво!» – говорили люди.

Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он не писал ничего. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.

– Что ты ищешь? – спрашивали его люди.

– Я ищу красоту, – отвечал художник. – Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.

Люди качали головами и отходили. А художник все искал и искал.

Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зеленых одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма, прозвучали в вышине ее слова:

– Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе все небо. Нужно только видеть.

Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: «Ах, как красиво!». И мир открывался им новыми гранями.

Проводится беседа по вопросам:

·  Что необходимо, чтобы увидеть красоту?

·  Как вы понимаете выражение «мир открылся новыми гранями»?

(Ответы учащихся)

Учитель:

– Цель творчества – отражая красоту, воплощая добро,  раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.

Игра

Для участия в игре все учащиеся усаживаются в круг, передавая друг другу «волшебный микрофон». Нужно рассказать о том, что каждый хорошо умеет делать и почему у него это получается. Начать может сам учитель, сказав, например, такую фразу: «Я очень люблю встречать у себя дома друзей. Когда готовлюсь к их приходу, то придумываю интересную программу. Всегда получается весело, интересно, неожиданно».

По окончании игры учитель замечает:

– Известный педагог Василий Сухомлинский верно подметил: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту».

Творческая деятельность

Учитель приглашает к участию в творческой деятельности:

– Сегодня на уроке вам предстоит коллективное творчество – создание рисованного фильма. В нем вы расскажете о том, что необычного, интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. При создании фильма можно использовать краски, карандаши, фломастеры, аппликацию. В творческой деятельности следуйте простому совету:

Рисуйте светлое!

Пишите доброе!

Фильм должен быть ярким, весёлым и теплым!

Дети делятся на группы или трудятся индивидуально. Каждая группа (или каждый учащийся) получает примерную тематику. Эта тематика может, например, отражать названия разделов:

1. «Радость познания».

2. «Учимся общению».

3. «Быть человеком».

4. «Как прекрасен этот мир!»

Используются заготовки для фильма из тетради, которые по завершении работы скрепляются между собой. Это и будет рисованный фильм, название которому придумывается коллективно. Возможен вариант, когда учитель раздает детям свои заготовки.

Презентацию результатов творческой деятельности можно приурочить к творческим отчетам учащихся, на которые выделяется два часа учебного времени. Демонстрация рисованного фильма может стать завершающим этапом всего курса самопознания.

Обобщение

Учитель:

В течение учебного года вы постигали смысл высших человеческих ценностей, учились анализировать поступки, открывать красоту окружающего мира. Самопознание – это путь любви и добра.

Свои впечатления вам удалось выразить в интересном фильме. Замечательное творчество!

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель читает третьеклассникам напутственное стихотворение:

Самуил Маршак

***

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Далее учащиеся обмениваются планами на предстоящее лето, отвечая на вопрос учителя: «Как провести лето интересно, познавательно, творчески?». После этого все вместе исполняют песню «Вместе весело шагать».

Сл. М.Матусовского

Муз. В.Шаинского

Вместе весело шагать

Припев:

Вместе весело шагать по просторам,

По просторам, по просторам!

И, конечно, припевать лучше хором,

Лучше хором, лучше хором!

 

Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка,

Раз иголка, два иголка – будет елочка!

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка!

 

Припев.

В небесах зари полоска заполощется,

Раз березка, два березка – будет рощица!

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка!

 

Припев.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.

Раз дождинка, два дождинка – будет радуга!

Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка!

Припев.

 

comments powered by Disqus