KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Радость творчества
Радость творчества
22 июня 2014    Автор / Калачева И.В., начальник отдела СПД ИГРЧ ННПООЦ «Бобек»

Цель: раскрыть значение творчества в процессе самопознания.
Задачи:
– расширять представление о творчестве как способе самовыражения;
– развивать интерес к различным видам творческой деятельности;
– воспитывать созидательную активность учащихся.
Ресурсы: заготовки для творческой деятельности, карточки с началом фраз (см. ниже), фонограмма песни на слова М. Матусовского, музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Круг радости
Учитель тепло приветствует учащихся и предлагает желающим придумать определение к слову творчество. Выслушав, обобщает и отмечает, что ребята назвали творчество индивидуальным и коллективным, художественным и техническим, а также радостным, увлекательным, познавательным, добрым, ярким, удивительным, вдохновенным...
Беседа
Проводится по вопросам, представленным в учебнике:
1. Какие чувства вы испытываете, когда у вас что-то хорошо получается?
2. Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? Почему?
3. Где человеку необходимо творчество?
(Ответы учащихся)
Учитель:
– Творчество – это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.
Упражнение
Учитель приглашает детей встать в круг. Каждому ребенку вручается карточка, где  написано начало фразы, которую нужно завершить:
☼ когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую...
☼ солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне...
☼ я иду по земле, и мне кажется…
☼ я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как...
☼ когда учитель хвалит меня, то я чувствую ….
☼ аромат цветка напоминает мне…
☼ когда рядом со мной друзья…
☼ когда я среди деревьев, мне кажется…
☼ капли дождя на стекле словно...
(Ответы учащихся)
Учитель:
– Выполняя задание, каждый из вас фантазировал, неординарно мыслил. Это и есть пример творчества, так как в вашем воображении родились образы. Образ – это  выражение отношения автора к изображаемой действительности.
Рассказ учителя
Изложение содержания притчи А.Лопатиной.
Сказка о художнике
Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, – во всем видел он красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой – восходящее солнце. «Ах! Как красиво!» – говорили люди.
Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он не писал ничего. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.
– Что ты ищешь? – спрашивали его люди.
– Я ищу красоту, – отвечал художник. – Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.
Люди качали головами и отходили. А художник все искал и искал.
Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зеленых одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма, прозвучали в вышине ее слова:
– Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе все небо. Нужно только видеть.
Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: «Ах, как красиво!». И мир открывался им новыми гранями.
Проводится беседа по вопросам:
·  Что необходимо, чтобы увидеть красоту?
·  Как вы понимаете выражение «мир открылся новыми гранями»?
(Ответы учащихся)
Учитель:
– Цель творчества – отражая красоту, воплощая добро,  раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.
Игра
Для участия в игре все учащиеся усаживаются в круг, передавая друг другу «волшебный микрофон». Нужно рассказать о том, что каждый хорошо умеет делать и почему у него это получается. Начать может сам учитель, сказав, например, такую фразу: «Я очень люблю встречать у себя дома друзей. Когда готовлюсь к их приходу, то придумываю интересную программу. Всегда получается весело, интересно, неожиданно».
По окончании игры учитель замечает:
– Известный педагог Василий Сухомлинский верно подметил: «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту».
Творческая деятельность
Учитель приглашает к участию в творческой деятельности:
– Сегодня на уроке вам предстоит коллективное творчество – создание рисованного фильма. В нем вы расскажете о том, что необычного, интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. При создании фильма можно использовать краски, карандаши, фломастеры, аппликацию. В творческой деятельности следуйте простому совету:
Рисуйте светлое!
Пишите доброе!
Фильм должен быть ярким, весёлым и теплым!
Дети делятся на группы или трудятся индивидуально. Каждая группа (или каждый учащийся) получает примерную тематику. Эта тематика может, например, отражать названия разделов:
1. «Радость познания».
2. «Учимся общению».
3. «Быть человеком».
4. «Как прекрасен этот мир!»
Используются заготовки для фильма из тетради, которые по завершении работы скрепляются между собой. Это и будет рисованный фильм, название которому придумывается коллективно. Возможен вариант, когда учитель раздает детям свои заготовки.
Презентацию результатов творческой деятельности можно приурочить к творческим отчетам учащихся, на которые выделяется два часа учебного времени. Демонстрация рисованного фильма может стать завершающим этапом всего курса самопознания.
Обобщение
Учитель:
– В течение учебного года вы постигали смысл высших человеческих ценностей, учились анализировать поступки, открывать красоту окружающего мира. Самопознание – это путь любви и добра.
Свои впечатления вам удалось выразить в интересном фильме. Замечательное творчество!
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель читает третьеклассникам напутственное стихотворение:
Самуил Маршак
***
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Далее учащиеся обмениваются планами на предстоящее лето, отвечая на вопрос учителя: «Как провести лето интересно, познавательно, творчески?». После этого все вместе исполняют песню «Вместе весело шагать».
Сл. М.Матусовского
Муз. В.Шаинского
Вместе весело шагать
Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
 
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка,
Раз иголка, два иголка – будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка!
 
Припев.
В небесах зари полоска заполощется,
Раз березка, два березка – будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка!
 
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка – будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка!
Припев.

 

comments powered by Disqus