KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Опыт интеграции Программы НДО «Самопознание» в образовательное пространство детского сада»
Опыт интеграции Программы НДО «Самопознание» в образовательное пространство детского сада»
13 августа 2015    Автор / Методист детского сада «Самопознание» Ушбаева Б.Т.

…Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам.  И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке.

С.Назарбаева

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознавания своей индивидуальности в окружающем мире. 

Самопознаниеэто глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности.  

В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает его жизнь духовными знаниями.

Какова же истинная цель воспитания в детском саду «Самопознание»? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым человеком! Окружить его лаской, нежностью, добром и улыбкой. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать. Важно напитать ребенка, с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные добродетели: любовь, сострадание, терпимость, мир и спокойствие, правдивость. Целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие  личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Для выполнения поставленной цели каждый воспитатель детского сада «Самопознание» в обязательном порядке проходит повышение квалификации по обновленной программе по теме: «Научно-методические основы преподавания предмета «Самопознание», разрабатывает интегрированные занятия на основе программы НДО «Самопознание».

Все педагоги осуществляют научно-методическую деятельность по индивидуальным темам самообразования в рамках программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Не каждый педагог, даже очень грамотный, владеющий методикой, может раскрыть в детях общечеловеческие ценности, если в нем нет самого главного – «любви к детям, знания о его психологии. Поэтому очень важно, какой воспитатель окажется рядом и поведет его за руку по пути жизни, важно найти те добрые глаза, те отзывчивые души, кто вдохновит на добрые поступки. И научит любить сердцем. Можно сколько угодно говорить о том, что надо беречь природу и дети будут повторять эти слова за воспитателем. Но знает ли он,понимает ли он как беречь? Он знает о яблоке из рассказов воспитателя: это фрукт, растет на дереве, о и его свойствах, вкусовых качествахи т.д. А правильнее привлечь детей к действиям: посадить зернышко, саженцы, семечко. Вместе наблюдать за процессом роста, вместе поливать, рыхлить, наблюдать в ожидании результатов своего труда, своих действий. Появится ли у детей интерес, запомнит ли он что необходимо для роста растений – свет, тепло, воздух, вода, уход. Что еще необходимо для роста растения, конечно энергия любви, которая творит чудеса. Дети, сами участвующие в процессе посадки, ухода растений  никогда не сломают ветку, не затопчут траву, они научатся не только говорить, что природу надо беречь, но по - настоящему будут беречь ее и любить. Это и есть интеграция, когда во все наши образовательные действия вложена частичка сердца.

Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на  школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. Одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой  и, самое важное, духовно-нравственной деятельности дошкольников рассматривается  процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство

В нашем детском саду каждое занятие начинается с «Круга радости», где дети учатся говорить друг другу добрые, нежные, ласковые пожелания и хорошие слова, глядя в глаза, улыбаясь, держась за руки, чувствуя тепло, друг друга. По окончании вместе образуют один единый круг.

Позитивный настрой может быть и в начале занятия, сопровождаться красивой, спокойной музыкой. Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.

На занятии детям предлагают послушать крылатые слова,доступные по  содержанию,соответственно возрасту детей (это поговорки, пословицы, афоризмы). Примеры: «При солнышке тепло, при матери добро», «Дом там, где наше сердце», «Землю солнце красит, а человека труд»

Детям младших групп педагог наглядно дает пояснение, определяющее содержание. В старших группах дети сами дают определение содержанию крылатых слов, запоминают, заучивают

На занятии используются притчи, короткие рассказы, сказки, истории, помогающие детям понять, а воспитателю раскрыть общечеловеческие ценности на примере поступков героев, персонажей о которых душевно не читает, а рассказывает воспитатель. Рассказ, притча должны быть интересны и  понятны детям по содержанию, иллюстрировать и подчеркивать значение ценности. Используемое художественное произведение (притча, рассказ, история, сказка и т.д.) служат той цели, к которой стремится на занятии воспитатель. Далее – четко выстроены и сформулированы вопросы по содержанию;

первые вопросы, выясняющие, запомнили ли дети содержание

основные вопросы по содержанию, раскрывающие ценностное значение рассказанной истории: «Как бы вы поступили на месте героя (персонажа)?

Чтобы ты сделал на его месте? И д. и т. п.

Важно личное отношение ребенка(детей) к действиям и поступкам в рассказанной притче, выявление ценности.

Цель рассказывания - раскрытие общечеловеческих ценностей, задача- воспитание ценностей

Затем дети выполняют творческую работу, связанную с темой и целью занятия, желательно  использовать спокойную, красивую музыку. Групповая творческая деятельность объединяет детей, развивает способности, гармонию с окружающим миром. После окончания, дети анализируют свою деятельность.

Пение песни обязательный метод занятия, содержание песни связано с темой и целью занятия. Ее место определяет педагог, песня может быть итогом занятия, может быть завершением работы над художественным произведением. Это зависит от построения структуры занятия. Исполнение песни развивает у детей сопричастность к прекрасному и доброму, дружеские чувства друг другу. Вызывает хорошее, светлое настроение и конечно помогает раскрыть и запомнить ценность.

Заканчивается занятие методом: «Посидим в тишине», где дети, закрыв глаза, успокаиваются, и находят покой в тишине окружающего мира, думают о том, что нового и хорошего они узнали сегодня на занятии. Важным моментом является настроение воспитателя, его отношение, его позиция к происходящему т.к.его состояние внутреннего покоя передается детями приводит их к позитивному настрою.

Интеграция дисциплины «Самопознание» в целостный педагогический процесс детского сада объединяет образовательные области, разные виды учебно-воспитательной деятельности в единую систему, что обеспечивает гармонию педагогического процесса..

Интегрированное  системное воздействие образовательных областей на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности.

В настоящее время в детском саду педагоги выполняют»социальный заказ родителей, подготовить детей в школу, основным критерием, является его умение читать, считать.Конечно, это не маловажно, но куда важнее научить его сопереживать, помогать, понимать, чувствовать плечо друг друга, радоваться его успехам, поддерживать, вместе смеяться и дружить. Уметь сказать- прости, уметь совершать добрые поступки..

Современный мир стремится к большим знаниям и более раннему их приобретению, но надо бы всем нам помнить слова В. Белинского: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание, высшее объем лет собой мир нравственный. А нравственность – это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человека нравственности, тем больше он Человек».

Для успешной реализации Программы нравственно-духовного образования  «Самопознание» в образовательном процессе детского сада необходима  поддержка  со стороны  родителей. Поэтому взаимодействие  с  родителями в решении задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является первостепенной. 

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Каждому родителю важно осознавать то, что его  ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, гармонии, добра и благородства, и то, что каждая минута общения с ребенком  должна  быть насыщена  отцовской и материнской любовью. В совместной деятельности педагогов и родителей зародится то, о чем мечтал В.А. Сухомлинский: «Духовная общность между взрослым и маленьким». Во взаимодействии с родителями педагогический коллектив решает следующие задачи:

- изучает основные принципы духовно-нравственного воспитания детей;

-изучает уровень педагогической грамотности родителей;

- определяет уровень их активности в осуществлении совместной деятельности с коллективом детского сада по вопросам воспитания детей.

 И решать эти задачи нам помогают дополнительное образование вне учебной деятельности по адаптированным программам, интегрированных с программой НДО «Самопознание». Во второй половине дня проводятся вне учебные виды деятельности. Основными задачами, которых  является развитие духовно-нравственных, познавательных качеств и творческих способностей детей.

Программа «Сказочная страна» направлена на  развитие  творческих способностей детей. Данная программа реализуется через занятия в театральном кружке, где организуются театральные постановки волшебных, добрых сказок, ориентированных на общечеловеческие ценности, где добро побеждает зло. Ребенок даже самый застенчивый становится  активным исполнителем понравившейся роли. Дети помогают друг другу в игровой постановке, усваивают азы хорошей исполнительской роли, что способствует воспитанию выдержки, терпению, уравновешенности и ответственности.

Программа «Основы экологии» направлена на формирование у детей экологического сознания, ориентирована на развитие опыта практической и творческой деятельности на материале изучения экологических знаний,способствует развитию бережного отношения к окружающему миру и формированию целостной картины мира. 

В рамках данной программы был разработан цикл занятий: «Диалоги о природе», «Что ты знаешь о природе?», «Живое и неживое»,

«Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.

Программа «Волшебный мир танцев» ориентирована на выявление,раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого ребенка, развитие духовно-нравственных качеств детей. Она направлена на формирование у дошкольников навыков танцевальной техники, красоты и грации, а также  нравственно – волевых качеств личности.

Программа «Школа шахмат» направлена на ознакомление детей с шахматным королевством, обогащение знаниями об увлекательном мире шахмат, развитии способности детей к саморегуляции, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Программа «Волшебный карандаш» направлена на развитие эстетического вкуса, художественного мышления ребенка, на пробуждение его творческой активности,  а также на выявление в ребенке общечеловеческих ценностей через художественно-творческую деятельность.

Программа: «Ана тілім ардағым» направлена на воспитание уважения детей к государственному языку, развитию культуры общения. Главной целью программы является творческое освоение норм и правил родного языка, овладение основными коммуникативными способностями - речевыми умениямии навыками.

Программа:  «Морская звезда» направлена на оздоровление детей,желанию держаться в воде и умению не бояться ее.  Воспитывать представление о методах плавания, формировать навыки скольжения  и умения ритмично двигаться с помощью ног в воде. Развивать навыки плавания.

Программа: «SpeakEnglish»(говорю на английском) направлена на развитие речевых и познавательных способностей ребенка. Дети приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.

Цель – обеспечение условий погружения в иноязычнуюсреду для освоения детьми знаний, умений и навыков посредством английского языка. Воспитание культуры  речи детей и их положительного настроя к дальнейшему изучению английского языка

Самопознание – это не количество определенных мероприятий, занятий. Это системное, последовательное целостное развитие и воспитание, где знания должны стать умениями и перейти в навыки.

Каждое утро в детском саду прием детей начинается с приветствия, со встречи каждого ребенка с улыбкой и душевной теплотой, высказывания родителям позитивных пожеланий:«Добрый день, желаем удачного рабочего дня!»

  Позитивный настрой в начале дня настраивает детей на позитивное мышление, успокаивает тех, кто немного эмоционален или  тревожен, активизирует их познавательную деятельность, способствует общению и осуществлению   индивидуального подхода к каждому ребенку. В итоге при постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит ребенка к гармонии с собой и окружающим миром.

Проявление любви и доброжелательного отношения воспитателя к детям является главным условием создания благоприятного психологического климата в группе. Необходимо обратить внимание на процесс выявления в каждом ребенке общечеловеческих ценностей и развитию нравственно-духовных качеств личности.

Утренняя гимнастика способствует созданию хорошего настроения, активизации двигательной деятельности ребенка. После специального музыкального сигнала дети готовятся к гимнастике, самостоятельно регулируют свое движение и стараются правильно выполнить каждое упражнение. Правильно выполненная команда воспитывает в них дисциплинированность».

Важно напомнить детям, о том что в здоровом теле – здоровый дух!

Гимнастика обычно сопровождается стихотворным текстом:

Мы выходим на площадку.          Зарядка всем полезна     

Начинается зарядка.                     Зарядка всем нужна,        

Шаг на месте, два вперед,           От лени и болезней

А потом наоборот.                        Спасает нас она.

 

Чтоб с болезнями не знаться,       И зимой болеть не будем,

Закаляться надо нам.                    Нас морозы не страшат.

Мы привыкли, заниматься           Сила будет, ловкость будет

Физкультурой по утрам.               И закалка у ребят!

 

Перед тем как приступить к кормлению детей,  в воспитательных целях надо напомнить им о пользе продуктов питания и ценности хлеба в жизни человека.

Этому помогают произнесенные вслух слова:

«Благодарю матушку природу

За хлеб насущный!

Благодарю людей,

Которые вырастили мне эту пищу!

Благодарю людей,

Которые приготовили эту пищу!»

Да будут благословенны все люди на земле!

Правильное питание – залог здоровья каждого ребенка.  В процессе приема пищи дети узнают и приобретают культурно-гигиенические навыки (бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых и т.д.). Соблюдение этики за столом способствует воспитанию в детях культуры поведения (не разговаривать во время еды, держать правильно осанку во время сидения за столом, правильно использовать столовые приборы, замечать красоту сервировки стола,благодарить поваров за вкусное приготовление еды и т.д.). 

Организация прогулки– это возможность для раскрытия духовного-нравственного потенциала ребенка. Прогулка является одним из  основных средств воспитания нравственных качеств личности.  В этих условиях мы соблюдаем один из основных принципов методики преподавания дисциплины «Самопознание» - принцип природосообразности - и тем самым обеспечиваем эффективность процесса духовно-нравственного воспитания детей. Во время прогулки практикуются общечеловеческие ценности: понимание ребенком своей духовной природы, проявление бескорыстной любви к окружающему миру, единение с ней,  достижение внутреннего покоя,  соблюдение правил праведного поведения и как результат – проявление ненасилия ко всему живому.

Игровая деятельность на прогулке. В ходе игры воспитатель вместе с детьми извлекает нравственный урок.  С учетом погодных условий на прогулке организуются все виды игр (подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные, словесно-дидактические, музыкальные, игры-забавы). 

Перед  сном взрослый (воспитатель, няня) рассказывает пословицы, поговорки, сказки,  поет колыбельные песни, которые содержат нравственные примеры из жизни полюбившихся сказочных героев.Задача воспитателя по окончании дня заключается в  содействии позитивному настрою ребенка.Чтобы при встрече с родителями у дошкольника появилось желание  поделиться своими успехами, он должен испытывать радостное ощущение от мысли, что на следующий день  опять придет в детский сад. Воспитатель провожает каждого ребенка с улыбкой, рассказывает его родителям о позитивных моментах текущего дня, о его  успехах и достигнутых результатах.  Очень важно, чтобы ребенок сам выразил потребность  рассказать родителям о своих достижениях. Это способствует тому, что взрослые смогут  поощрить и поддержать его.

Если мы научили ребенка слушать свое сердце и делать только то, что подсказывает сердце, то он найдет свое место в жизни и выполнит миссию Человека на Земле. Воспитатели, общаясь ежедневно, ежечасно, ежеминутно с детьми являются живым мостиком между миром Прекрасного и ребенком. А это задача не простая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви.Чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть, а не казаться живым соучастником  этого процесса.

«Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка» Сухомлинский В.А

 

comments powered by Disqus