KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Раскрытие творческих способностей ребёнка на занятиях ИЗО как задача педагога дошкольного учреждения
Раскрытие творческих способностей ребёнка на занятиях ИЗО  как задача педагога дошкольного учреждения
28 марта 2016    Автор / Байназарова Т., зав. кафедрой методики начального образования и дошкольного воспитания, к. п. н., КазГосЖенПУ, г. Алматы

Перед педагогами Республики Казахстан стоят задачи обновления системы образования, обоснованные в программных документах. В Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев обращает внимание казахстанцев на следующие направления системы образования:

  •      оптимизация образовательных учреждений;
  •      модернизация учебно-воспитательного процесса;
  •      повышение эффективности и доступности образовательных услуг».

Перечисленные направления касаются всей системы непрерывного образования, в том числе, системы дошкольного образования.

Одной из главных задач профессиональной деятельности педагогов дошкольных учреждений является развитие творческих способностей детей, выявление таланта. Ведь развитие страны во многом зависит от воспитания талантливой молодежи, от умения педагогов раскрыть способности каждого ребенка, направить их развитие в соответствии с их природой, с индивидуально-психологическими особенностями.

Учебные занятия по предмету «Самопознание» способствуют выявлению природных задатков детей, помогают раскрыть самобытный талант ребенка. Вдохновение, которое вселяет сама обстановка на занятиях по самопознанию способствует тому, что дети с удовольствием рисуют, фантазируют, творят! Как верно заметил К.Г. Паустовский, «Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, …оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой».

Вне сомнения, результаты педагогического труда воспитателей определяются совместной работой с родителями, сотрудничеством по определению оптимальных путей дальнейшего развития ребенка. Уроки изобразительного искусства, интегрированные с уроками самопознания, дают тот ожидаемый результат, которого хотят увидеть педагоги и родители. Это – одухотворенные лица рисующих детей под тихую красивую музыку, это – растущая уверенность детей в себе, в своих творческих силах.

Большинство исследователей и педагогов уверены в том, что творчество ребенка – это средство его выражения себя и своего отношения к миру. Наблюдая за действиями рисующего ребенка, зачастую взрослые не понимают некоторых изображений и начинают поправлять его, советуют сделать по-другому – сделать так, как думает он (взрослый!), и если ребенок не соглашается, то взрослый продолжает настаивать на своем, думая о том, что тем самым помогает развитию творческих способностей ребенка. Родители, которые вмешиваются таким образом в процесс воображения, фантазий, собственного постижения ребенком окружающего мира, не задумываются о том, что способствуют формированию неуверенности ребенка, способствуют торможению его свободной творческой мысли, создают барьеры для желания искать и творить. Задачей профессиональной деятельности педагога является разъяснение родителям психологических особенностей детей, их учета в развитии ребенка, создания условий для раскрытия творческих способностей.

Дошкольное детство – это период, который требует широкого простора для развития мыслительной активности, когда следует дать больше возможности для самостоятельных действий в рисовании, терпеливого наблюдения, беседы с «художником», который постигает мир, а не занимается написанием картин изобразительного искусства.

В профессиональной деятельности педагогов изобразительного искусства важно создание условий для развития творческих способностей детей, где следует поощрять стремление познать окружающий мир самостоятельно, искренне поверить в красоту и доброту духовного мира людей.

Сообщая детям знания, педагог должен уметь поощрять их любознательность, терпеливо отвечая на «сто тысяч почему». Вовлекая в разнообразную деятельность, воспитатели обращают внимание детей на предметы, их названия, назначение, цвета, на детали предметов.

Развитие речи, мышления, накопление опыта по использованию предметов – все это является предпосылкой для организации творческой деятельности детей. Особенностью дошкольников является то, что они мыслят свободно, их ум не задавлен стереотипами, догмами, которые мешают рождению творчества.

Умение педагогов и родителей создавать благожелательную психологическую атмосферу для ребенка, вовлекать в разнообразную деятельность, чередовать виды деятельности, не утомляя одним только, стимулировать эмоциональный подъем – это также является условием развития творческих способностей детей этого возраста.

Мастерство воспитателя заключается в выстраивании с детьми и их родителями доброжелательных отношений, когда советы характеризуются ненавязчивостью, а желанием выявить и развивать способности и талант ребенка.

Изучение и анализ позитивного опыта педагогов изобразительного искусства в детском саду показывает, что педагогический процесс в его целостном представлении включает такие виды деятельности, как:

  •   обучение детей новым способам деятельности, ознакомление с новыми материалами и инструментами для рисования;
  •   организация практической деятельности детей, нацеленной на создание художественных образов;
  •   организация беседы, в ходе которой ребенок учится слушать другие точки зрения, учится обосновывать свое видение, развивает уверенность в себе, отстаивая свое мнение.


Педагоги знакомят детей с разнообразием инструментов, которые используются в ходе рисования. Это ножницы, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски, пластик и др. Как правильно их использовать, как правильно раскрасить, подобрать цвета? Множество такого рода вопросов требует не только знания методики преподавания предмета, но и знаний обеспечения психологического комфорта занятий изобразительным искусством.

В.А. Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1979). Поэтому задачей педагога дошкольного учреждения является раскрытие самобытного таланта ребенка, воспитание у детей эстетического вкуса, развитие эстетического восприятия мира при одновременном развитии способностей детей, что является будущей основой формирования духовного мира ребенка.


comments powered by Disqus