KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Адаптация детей в детском саду
Адаптация детей в детском саду
30 марта 2016    Автор / Рыбинцева Т., воспитатель, ГККП д/с № 4 «Буратино», г.Алматы

Не секрет, что некоторые мамы переживают период адаптации к детскому саду так же тяжело как и их дети, а некоторые – наоборот, стремятся как можно раньше оставить своего ребёнка на целый день в детском саду. Почему разные дети по-разному адаптируются к детскому саду, и что такое адаптация?

Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычную, сложившуюся жизнь ребёнка буквально врываются такие изменения как:

-       чёткий режим дня;

-       отсутствие родных рядом;

-       постоянный контакт со сверстниками;

-       необходимость слушаться незнакомого до этого человека;

-       резкое уменьшение персонального внимания.

Для того, что бы адаптация к детскому саду стала максимально безболезненной для ребёнка, нужно сделать её постепенной, потому что каждый ребёнок привыкает по- своему. Однако можно отметить некоторые закономерности в поведении ребёнка, о которых хотелось бы рассказать.

Основная причина, которая вызывает слёзы ребёнка – это тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной спокойной домашней атмосферы, где мама всегда рядом и в любой момент окажет помощь, малыш перемещается в незнакомое пространство, где её нет. Он встречает доброжелательных, но, тем не менее, чужих ему людей, поэтому ребёнку сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. К тому же личный режим ребёнка нарушается. Все эти факторы могут спровоцировать истерику, нежелание идти в детский сад, а также простудные заболевания.

Вторая причина – отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет ребёнку пребывание в детском саду.

Третья причина – переизбыток впечатлений. Малыш испытывает много позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого нервничать, плакать и капризничать.

По тому, как дети адаптируются к детскому саду, степень адаптации можно разделить на три основные группы:

-       Лёгкая степень адаптации длится от 10 до 20 дней. За это время у ребёнка нормализуются сдвиги в поведении. Он спокойно заходит в группу. На контакт со сверстниками и педагогом идёт по своей инициативе, может сам попросить о помощи или предложить её. Придерживается установленных правил поведения в группе, адекватно реагирует на замечания или одобрения. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

-       Средняя степень адаптации длится от 20 до 40 дней. В течение этого периода настроение у ребёнка может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, беспокойность сна. На замечания и поощрения реагирует не всегда адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения в группе. Нередко такие малыши во время адаптации заболевают, причём, как правило, болезнь протекает без особых осложнений.

-       Тяжёлая степень адаптации длится от 2 до 6 месяцев. У малышей в этот период может случиться нервный срыв, а также прибавляются простудные заболевания. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей. Замечание или похвала оставляют малыша либо безучастным, либо он пугается. Но постепенно всё может уладиться, многое зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей.

Для того чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла как можно быстрее и легче, родителям необходимо придерживаться следующих правил:

·       Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, на сон и в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

·       Дома, в выходные дни или во время болезни, необходимо соблюдать режим дня, в большей степени приближённый к режиму детского сада: завтрак с 8-8.30 утра; обед с 12-12.30, дневной сон с 13 до 15 часов; полдник в 16 часов, укладывание на ночь не позднее 21-22 часов. Нужно стараться максимально придерживаться этого режима.

·       При ярко выраженных отрицательных эмоциях ребёнка, целесообразно воздержаться от посещения детского сада в течение 2-3 дней.

·       Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что он уже ходит в детский сад, и какой он молодец, ведь он теперь взрослый, совсем как мама и папа ходит «на работу».

·       Придумайте традицию прощания или приветствия: пожатия руки, поцелуй в носик, слова «Пока, скоро увидимся». Эти простые, но регулярно повторяющиеся действия позволят малышу прогнозировать ситуацию (мама всегда приходит за мной, когда говорит: «Пока, скоро увидимся»). Расставание нельзя затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность и улыбка говорят малышу, что всё в порядке и можно смело отправляться в группу.

·       Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада.

·       Учите ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Они помогут ему чувствовать себя более уверенно: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, проситься в туалет.

·       Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка, чтобы он мог самостоятельно, без затруднений её одеть и снять.

·       Уменьшите нагрузку на нервную систему ребёнка. На время прекратите походы в общественные места, сократите просмотр телевизионных программ.

·     В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению вашего ребёнка. Вы взрослый человек и должны понимать, что он капризничает не потому что «плохой», а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателям и режиму дня.

·       А самое главное, Вы сами должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик!»

Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается тесного физического контакта с мамой. Маленьким детям важно, чтобы их брали на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому дома старайтесь уделять ребёнку больше внимания. Читайте ему на ночь, играйте с ним, смотрите вместе мультфильмы, делайте заданные в детском саду творческие задания. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны! И, скорее всего, стресса, связанного с посещением детского сада, вскоре удастся избежать.

Если Вы видите, что у ребенка развилась потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вас можно поздравить: Ваш ребёнок успешно прошёл адаптацию к детскому саду.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.