KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Богатство нашей страны – заповедники
Богатство нашей страны – заповедники
04 апреля 2016    Автор / Камажанова С., воспитатель, КГКП «Ясли-сад «Пчёлка», п. Глубокое, Глубоковский р-н, Восточно-Казахстанская обл.

Цель: формирование ответственного и бережного отношения детей к родной природе.

Задачи:

-       познакомить детей с заповедниками Казахстана;

-       развивать у детей интерес к познанию окружающего мира;

-       воспитание у детей чувства гордости родной землей, заповедными уголками природы.

Ресурсы: картинки с изображениями гор, рек, животных, насекомых, птиц, условные знаки, гнездо, цветные карандаши, бумага, указатели заповедников, аудиозапись голосов птиц, слайдовая презентация «Заповедники Казахстана», интерактивная доска, значки-бейджи «Защитники природы».

Билингвальный компонент: табиғат – природа, орман – лес, өзен – река, тау – гора, құстар – птицы, жәндіктер – насекомые.

 

Ход занятия

 

Круг радости

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг. Поверните правую руку ладонью к небу, а левую ладонь поверните к земле. А теперь соедините свои ладони с ладонями соседа. Посмотрите, какой у нас получился замкнутый круг. Мы зарядили друг друга энергией неба и земли.

 

Беседа

Воспитатель: А теперь посмотрите на середину круга, что вы видите? (На середине круга расположены картинки с изображениями леса, гор, животных, рек, птиц.) Как можно все это назвать одним словом? (Природа – табиғат)

-       Зачем людям нужна природа?

-       А если исчезнут горы, леса, животные – что будет? (Воспитатель закрывает по очереди все картинки, пока не останется одно темное пятно).

(Ответы детей)

 

Игра «Экологическая цепочка»

Воспитатель: Ребята, я недавно прочитала вот такое стихотворение, послушайте:

 

Глобус

Е. Шкловский

 

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

 

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

 

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

 

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!»

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

 

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу.

Я сберегу вас, сберегу!»

 

Обсуждение стихотворения ведется по вопросам:

-       Как вы думаете, ребята, почему автор стихотворения обращается к Человеку? (Потому что человек живет в природе, и от него многое в ней зависит.)

Воспитатель: На земле есть очень много разных животных и растений. Есть такие, которые мы видим часто, но есть и такие, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют: редкие животные и растения.

-       Почему этих животных или растения называют редкими? (Потому что они редко встречаются: некоторых уничтожают люди, некоторые умирают от болезней, от загрязнения воды, воздуха, от перемены климата, от стихийных бедствий и т.д.)

-       Что можно сделать, как помочь редко встречающим животным, птицам или растениям? (Охранять их, беречь, заботится о них.)

-       Как вы думаете, где, по-вашему, можно увидеть редких животных, птиц, растения? (Ответы детей)  

Воспитатель: Люди придумали такие места, которые называются заповедниками.

-       Что такое заповедник? (Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Звери, птицы, растения и даже насекомые находятся здесь под защитой государства. В заповедниках людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, лекарственные растения, рубить деревья, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.)

Воспитатель: В заповедниках могут работать ученые, лесничие, охрана. Посторонним людям можно посещать заповедники только во время экскурсий, чтобы познакомиться с красотой и богатством заповедных мест, увидеть редких животных, птиц, растения. В Казахстане есть 9 заповедников. Предлагаю совершить сегодня небольшую экскурсию по всем девяти казахстанским заповедникам. Ребята, а что вы возьмёте с собой в заповедники? (Фотоаппарат, бумагу, карандаши) А как нужно вести себя на природе? (Не шуметь, не кричать, не отставать от друзей.)

Давайте пойдём по указателям:

1-й указатель «Узкая тропинка»

-       Ребята, как вы думаете, на что указывает этот знак? (Здесь растут редкие лекарственные травы, и идти нужно аккуратно, друг за другом, чтобы не вытоптать растения.)

2-й указатель «Муравейник»

-       А что означает этот знак? (На пути можно встретить муравейники, их нельзя разорять.)

-       Какую пользу приносят муравьи? (Они – «санитары» леса.)

3-й указатель «Гнездо»

-       Можно ли трогать гнёзда? (Нет)

-       Что вы будете делать, если увидите на земле гнездо, как поступите? (Ответы детей)

 

Просмотр презентации

Воспитатель:Дети, а теперь я предлагаю вам сесть на стульчики. Давайте совершим нашу «экскурсию» по заповедникам Казахстана. (Воспитатель демонстрирует детям слайдовую презентацию «Заповедники Казахстана». Фоном звучит аудиозапись голосов птиц.)

Воспитатель: Ребята, наша экскурсия по заповедникам Казахстана завершена. Сегодня мы познакомились с заповедными местами Казахстана и убедились в том, что заповедники – это богатство нашей Родины, которым мы очень гордимся. И мы с вами тоже можем сохранить красоту природы своим добрым отношением к ней, ведь природу охранять и беречь надо не только в заповедниках. Охранять родную природу надо в любом месте, где бы мы ни находились. Я думаю, мы все теперь будем защитниками природы. Поэтому я дарю вам эти значки «Защитники природы». (Воспитатель прикрепляет всем детям нагрудные значки-бейджи.)

 

Творческая деятельность, групповая работа

Воспитатель: Ребята, давайте немного пофантазируем. Что бы вы придумали для охраны природы нашего посёлка? Попробуйте нарисовать или рассказать об этом. (Дети выполняют задание.)

 

Заключительная минута занятия

Воспитатель: Дети, вспомните все, что вы узнали на нашем занятии, почувствуйте, как вы любите природу и все вокруг. Сохраните в своем сердце эту любовь к природе: к растениям, к птицам, к животным.

Спасибо за занятие!

comments powered by Disqus