KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Мой Казахстан (в сказках, стихах и пословицах)
Мой Казахстан (в сказках, стихах и пословицах)
04 апреля 2016    Автор / Козлович Т., воспитатель, КГУ «УВиОЦентр», г. Риддер, Восточно-Казахстанская обл.

Цель: воспитание любви к Родине посредством устного народного творчества.

Задачи:

 - продолжать знакомить детей с богатством казахского устного народного творчества: сказками, пословицами, стихами;

- развивать у детей желание понимать смысл художественной литературы;

- воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к истории своей страны.

Ресурсы: иллюстрации природы Казахстана, цветная карта Казахстана, бумага, наборы для рисования, пословицы, игрушки настольного театра: верблюжонок, лисенок, волк, коза, юрта.

 

Ход занятия

 

Круг радости «Имя шепчет ветер»

Воспитатель: Ребята, попробуем представить себе, что мы попали в сказку, где природа ожила и хочет поговорить с нами. Представьте себе, что мы стоим на зеленом лугу, и теплый ветерок гладит наше лицо. А еще он шепчет имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовет ветерок, а затем по очереди произнесите свое имя. (Дети произносят свои имена.)

 

Воспитатель объявляет тему занятия: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по Казахстану. Оно будет необычным – наполовину настоящим, а наполовину сказочным. Занимайте свои места.

 

Беседа

Воспитатель:У нашей любимой страны – богатая история и культура. Народ Казахстана создавал эту историю на протяжении долгого времени. Казахский народ славился умелыми мастерами и тружениками, храбрыми батырами и великими ханами, поэтами и мудрецами.

-       Ребята, а откуда мы так много знаем о наших предках, о том, как они жили, чем занимались, чему учили своих детей, о чем мечтали? Ведь это было давно, и нас с вами тогда не было? (Ответы детей)

Воспитатель: О наших предках и их жизни нам известно из сказок, песен, стихов, загадок и т.д. У казахского народа богатое устное народное творчество, благодаря ему нашу сегодняшнюю жизнь можно сравнить с ярким цветным полем, на котором есть все цвета. (Воспитатель показывает детям карту Казахстана с цветовыми пятнами – желтым, голубым, красным, зеленым, оранжевым.)

А теперь, ребята, давайте представим, что будет, если у народа не будет сказок, стихов, песен, пословиц? (Рассуждения детей)

Жизнь потускнеет, будет меньше радости, веселья, добра, любви, а бабушки и дедушки не смогут рассказать нам интересные сказки, люди не смогут петь песни, играть в игры. (После каждого названного признака воспитатель убирает с карты один цвет.)

Дети, что произошло? (Ответы детей)

Верно, исчезли все цвета, но мы с вами не допустим, чтобы наша жизнь потускнела. Вы хотите, чтобы яркие цвета вернулись на нашу карту? (Ответы детей)

Давайте попробуем вернуть краски при помощи Белого Верблюжонка из сказки «Что узнал Белый Верблюжонок, путешествуя по Казахстану?».

 

Рассказ воспитателя

Появляются игрушки настольного театра – верблюжонок, юрта. Воспитатель рассказывает сказку.

 

Что узнал Белый Верблюжонок, путешествуя по Казахстану?

сказка

На зеленой полянке возле синей реки жил-был Белый Верблюжонок. Он был белым, как облако, как молоко, которым его каждое утро поила бабушка, Большая Белая Верблюдица. Как все верблюжата на свете, он любил мечтать, например, о том, как он однажды отправится в путешествие. Бабушка каждый день рассказывала ему о реках, горах, лесах Казахстана, пела песни, рассказывала сказки. Но Верблюжонок не очень внимательно слушал бабушку, потому что он думал, что по своей стране путешествовать скучно, а лучше побывать в Африке или Америке. И вот тогда бабушка Большая Белая Верблюдица решила отправить своего Верблюжонка в путешествие по Казахстану для того чтобы он набрался ума-разума. И приготовила ему в дорогу много интересных заданий. На прощание Большая Белая Верблюдица сказала Белому Верблюжонку: «Если ты, Верблюжонок, справишься с заданиями, то вернешь краски своей земле и узнаешь для себя что-то очень-очень важное». И Верблюжонок отправился в путь…

 

Творческая деятельность, групповая работа

Воспитатель: А вот и наше первое задание – работа с пословицами. Поможем Верблюжонку справиться с ним?

Воспитатель берет красный цвет и на обратной стороне читает казахскую пословицу: «Сила птицы в крыльях, а сила человека в дружбе».

Вопросы:

-       Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-       О чем она?

-       А вы умеете дружить?

(Ответы детей)

После выполнения задания красный цвет возвращается на карту Казахстана.

 

Далее воспитатель берет зеленый цвет и на обратной стороне читает вторую казахскую пословицу: «Три дела делают человеку честь: мост, проложенный через реку, колодец, вырытый в пустыне, дерево, посаженное у дороги».

Вопрос:

-       Почему эти дела делают честь человеку?

(Ответы детей)

После выполнения задания на карту возвращается зеленый цвет.

 

Затем воспитатель берет оранжевый цвет и читает задание: нарисовать предыдущую пословицу. (Дети с помощью воспитателя рисуют пословицу: человека, мост через реку, колодец в пустыне, дерево у дороги.)

На карту возвращается оранжевый цвет.

 

Далее воспитатель берет голубой цвет.

Воспитатель: Ребята приготовили очень красивое стихотворение, которое называется «Моя страна». Давайте все вместе послушаем его и ответим на вопросы. (Дети по очереди читают по одному четверостишью стихотворения, а воспитатель показывает иллюстрации природы Казахстана.)

Моя страна

Х. Мухамедьяров

 

Шире океана,

Ты, моя страна!

Как цветок, прекрасна,

Велика, сильна!

 

Над моей страною

Солнца яркий свет,

Ярко звезды светят,

И числа им нет!

 

Надо мною небо

Дивной красоты.

Мне дано, как птице,

Счастье высоты!

 

Я тебя, Отчизна,

Не отдам врагу!

Без тебя, родная,

Жить я не могу!

 

Вопросы:

-       С чем автор сравнивает страну?

-       Что светит над страною?

-       Какое небо видит автор?

-       Что автор обещает своей Отчизне?

(Ответы детей)

После выполнения задания на карту возвращается голубой цвет.

 

В завершение творческой деятельности воспитатель берет желтый цвет и предлагает детям выполнить задание «Вспомни сказку». Детям дается 2 конверта, в которых находятся фигурки персонажей настольного театра. В первом конверте – фигурки лисы и козы из казахской народной сказки «Лиса и коза». Во втором – фигурки волка и лисы из казахской народной сказки «Лиса и волк». Дети должны вспомнить сюжет сказки и обыграть ее фигурками из настольного театра.

После выполнения задания на карту возвращается желтый цвет.

 

Завершение рассказа воспитателя

Воспитатель завершает сказку о Белом Верблюжонке:

Вот и справился наш Верблюжонок со всеми заданиями. Смотрит он на карту, а на ней снова все цвета. Обрадовался он и побежал домой к бабушке. Подошел к ней и говорит: «Раньше, когда я был маленький, мне казалось, что самое интересное где-то далеко, в других странах. Но за время путешествия я понял, что все земли хороши, а своя лучше всех!».

Вопросы:

-       Что понял Верблюжонок?

-       Почему «своя земля лучше всех»?

(Ответы детей)

 

Воспитатель продолжает рассказ:

Верблюжонок сказал бабушке: «Я понял это, потому что здесь мой дом. Потому что здесь мне знакома каждая травинка. И меня все здесь знают. А еще здесь живут мои родители, моя бабушка. Потому что я родился здесь».

Вопрос:

-       Что очень-очень важное понял верблюжонок?

(Ответы детей)

 

Заключительная минута занятия

Воспитатель приглашает всех детей встать в круг и поделиться своими впечатлениями, настроением от занятия, рассказать, что нового они узнали и поняли.

Воспитатель благодарит детей за занятие и прощается до следующей встречи. 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.