KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
О стремлении к совершенству
О стремлении к совершенству
04 августа 2016    Автор / К.Д. Ушинский

«Еще очень маленькие дети говорят нередко, видя, как кто-нибудь что-нибудь делает: и я могу это сделать».  Этим, по сознанию Бенеке, выражается стремление к приобретению свойств, и насколько эти свойства являются совершенствами, воспитание обязано им покровительствовать. Но что же это, как не врожденное стремление к совершенству? Не все ведь свойства хочет приобрести ребенок, а те, которые считает хорошими.

Имея в виду развить это стремление к совершенству, воспитатель должен признавать его, уметь хвалить.

Да, дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано. А у иных входит в систему никогда не хвалить; это убивает стремление к совершенству: кто бранит, должен уметь и хвалить.

Стремление к совершенству очень часто извращается: иног­да оно может направиться на внешнее, на случайное: так называемая знатность рода, телесная красота, платье...

Воспитатель не должен обращать внимания своего и детского на эти внешние вещи. Не должно хвалить дитя за наивность, за болтовню и прочее.

«Чем окружающие любуются в ребенке, то и он оценивает выше».

«Дитя часто может довольствоваться воображаемыми со­вершенствами, В этом часто бывают виноваты родители, видящие в детях совершенства, которых нет, так что и Дитя начинает думать, что оно обладает этими совершенствами».

Прямо противоречить в этом ребенку может быть опасно: «Лучше ставить дитя в такие отношения, чтобы оно собственным своим опытом убедилось в своем несовершенстве и своих ошибках, и это повторять до тех пор, пока туман воображения рассеется». «Есть сильное удовольствие в созерцании своих собственных совершенств, власти, величия и т. п.».

«Пользование удивлением других кажется с первого взгляда проще и элементарнее, чем удивление самому себе; но я думаю, что последнее служит основанием первому».

Неправда, мы сначала научаемся удивляться другим и потом уже переносим это на себя. Это имеет очень важное воспитательное значение: если человек с детства привык удивляться пустому блеску, то и в себе будет стараться его воспроизвести.

Похвалы и даже лесть приятны; но основание этого — стремление к совершенству, из которого вырастают высочайшие добродетели и величайшие пороки. Только христианство может вести человека по этой великой и опасной дороге: оно устремляет нас к совершенству, но тут же смиряет нашу заносчивость, указывая живой идеал совершенства — Христа.

Наши церковные христианские торжества имеют глубокое художественно-воспитательное значение.

 

comments powered by Disqus