KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Влияние сказки на развитие детей
Влияние сказки на развитие детей
17 октября 2016    Автор / Юнусова М. С., Шаймуханбетова К.А.

СКАЗКИ – наиболее популярный жанр устного народного творчества любого народа. Существенной особенностью этого жанра является то, что это повествовательный, сюжетный художественный рассказ, в котором происходит много удивительного и зачастую невероятного. Но при всей своей фантастичности и диковинности событий и ситуаций все сказки теснейшим образом связаны в своей основе с подлинной действительностью, с бытом и хозяйством, с историей. Мир, раскрывающийся в сказках, необычайно пестр, многолик и многообразен.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

 

 

 

Влияние сказки на развитие детей

 

Более глубокий смысл заложен

 в сказках моего детства,

 чем в истине, которой учит жизнь.

Шиллер

 

Сказки – непременный атрибут детства любого человека, любой нации и исторической эпохи (также как и мифы, легенды, сказания…). Сказки читают детям, но сочиняются чаще взрослыми. Мало того, они необходимы и тем, и другим. Сказки более загадочны, содержательны и реальны для нас, чем мы можем себе это представить.

Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Во-первых, авторские истории – это совершенно другое. Литературная сказка – нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное, взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки») искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие, английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и отзывчивости. Большинство русских народных сказок восхваляют лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели, подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в сказках, – дело совсем иное. Редкая сказка обходится без таких подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца, утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей подобные картины не пугают. Правда, речь идет только о «неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные подробности в сказках только на подсознательном уровне.

Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, – это очень важно! Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не пропадает. Все мы – родом из детства.

И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано или поздно все равно столкнется вплотную…

Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и другие. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель поведения, которая чему-то учит ребенка.

Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, любовь, дружба, справедливость.

С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к беседам о сексуальном воспитании. Если вы заметили, что ребенок из прочитанных ему мамой сказок выбирает одну-две любимые, значит, у него уже сформировалась модель жизни, которую он выбрал самостоятельно.

Чтобы узнать скрытые таланты вашего ребенка, черты его характера и восприятие реального мира проанализируйте любимую сказку малыша. То же касается и детских костюмов. Например, мальчик, который выбирает себе костюм пирата или разбойника, склонен к агрессии и дракам.

Девочка, выбирающая костюм лисички, будет, скорее всего, и во взрослой жизни вести себя соответственно образу лисички: использовать для достижения своих целей голливудскую улыбку, лукавство и изворотливый ум. Именно поэтому нужно осторожно выбирать сказки для детей.

Выбираем сказки соответственно возрасту ребенка

Выбирать сказку нужно обязательно согласно его психическому развитию. В определенном возрасте полезна своя сказка.

Ребенок двух лет уже может удерживать в памяти какие-либо действия с предметами и несложные действия сказочных персонажей.

С двух до пяти лет

В этом возрасте малыши очень любят сказки про животных: они с радостью повторяют за родителями движения животных, подражают звукам, издаваемым сказочными персонажами: петушком с золотым гребешком, мышкой-норушкой, лисичкой-сестричкой. Малыши в сказках любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках «Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.

Психологи утверждают, что чтобы ребенок лучше понимал сказки нужно их повествование сопровождать демонстрированием соответствующих картинок.

Замечательно, если иногда вы будете разыгрывать сказки, переодеваясь в костюмы. Можно использовать обычные куклы или купить детский кукольный театр.

С двух до пяти лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о его готовности воспринимать волшебные сказки. Но в то же время этот шаг в развитии может стать и причиной возникновения страхов из-за влияния негативных персонажей сказок на психику ребенка. Поэтому осторожно выбирайте сказки малышу. Сказка должна приносить малышу радость, теплоту, а не как не пугать его.

С пяти до семи лет

В этом возрасте ребенку уже можно читать любые сказки, в зависимости от его предпочтений. Необходимо учесть, что произведения читаемые в этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть выбирайте те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат добру и культуре поведения.

С пяти лет ребенок уже сам может пересказывать понравившиеся ему сказки. В случае если ребенок затрудняется пересказывать прочитанные ему неоднократно сказки, мгновенно забывает только что услышанный сюжет, долго не может подобрать необходимые слова для описания персонажей или сюжета, то это может говорить о задержке развития ребенка. Тогда нужно обратиться к врачу.

Не переставайте читать вашему чаду сказки даже если он сам уже научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что немаловажно для эмоционального развития непоседы.

Сказкотерапия

Сказки не только радуют, успокаивают, развивают, но и лечат. Многим родителям известна сказкотерапия. Почему, например, дети так любят Гарри Поттера? Да просто главный герой – мальчик, который обладает большой силой. Поэтому дети, когда ассоциируют себя с ним, чувствуют себя уверенней и сильнее.

Интересный факт: лечение сказкой аллергии у детей. Дело в том, что вышла книжка немецкого аллерголога Клауса Витта. Она содержит в себе веселые повести. Иллюстрации создал немецкий художник Альфред Андерсен. Так вот на практике доказано, что эти повести с рисунками помогают детям избавиться от аллергических реакций, в первую очередь нейродермита.

А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. Например, если малыш заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его варенье и дайте малышу целебный чай. Или, например, если ребенок обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. Результат от лечения будет во много раз сильнее обычного. Особенно полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, накопленное за день.

Сказки помогают детей гармонично развиваться, учат многому полезному, что пригодится им во взрослой жизни и это факт.

Сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное психическое напряжение.

Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и психодрамы.

Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.

 

Практические советы родителям

 

·   С помощью сказок можно решать возрастные задачи детей. В каждом возрасте есть своя психологическая задача.

·   Сказки оказывают воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Сказки играют большую роль и в воспитании детей, так как они развивают воображение и мышление ребенка, а также обогащают его эмоциями, учат понимать и слушать.

Если вы хотите рассказать малышу сказку или спеть песенку, старайтесь сделать это сами, не стоит «перепоручать» это компьютеру или магнитофону. Самое профессиональное чтение с записи заметно проигрывает вашему личному контакту с малышом, живому.

comments powered by Disqus