KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Программа «служу отечеству пером» как средство Формирования гражданской идентичности личности младшего школьника
Программа «служу отечеству пером» как средство Формирования гражданской идентичности личности младшего школьника
10 мая 2017    Автор / Т.В. Горчакова, Т.В. Коростелёва. г.Томск

Система образования на современном этапе претерпевает существенные изменения, которые связаны с иным пониманием качества образования. Поэтому требования, предъявляемые государством к результатам образования зафиксированы в Концепции модернизации образования: «…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Но личности, прежде чем сформулировать свои потребности, необходимо их сформировать. Следовательно, образовательные программы нового поколения должны быть ориентированы не только и не столько на получение знаний, сколько на помощь ребёнку в самопознании и самоопределении. Мы представляем программу по основам детской журналистике «Служу Отечеству пером» для младших школьников.

Дополнительная образовательная программа «Служу Отечеству пером» разработана в соответствии с концептуальными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальность программы обусловлена запросом общества на новую, инициативную, творческую, социально-активную личность с высоким уровнем духовно-нравственного развития. Программа «Служу Отечеству пером» способствует формированию такой личности.

Новизна программы определяется тем, что содержание раскрывается через основные принципы компетентностного подхода в организации образовательного процесса, направленного на «формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста».

В первом классе школьники знакомятся с профессией журналиста и детскими изданиями как составляющими красоты, которую творит человек своим трудом, выпускают мини-журнал. Во втором классе дети больше времени уделяют работе со словом, изучают, что такое ответственность журналиста и создают стенгазеты. В третьем классе основную часть программы занимает изучение основ журналистики: знакомство с этикой журналиста, особенностями информационных жанров, основами макетирования, выпуск стенгазеты. В четвертом классе переходят к более глубокому освоению жанров, к выпуску стенгазеты добавляется создание рукописных книг. В программу включены элементы профессиональной ориентации. Дети чаще участвуют в мероприятиях за пределами школы.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию дополнительной образовательной программы «Служу Отечеству пером», включает рабочие тетради по годам обучения:

1 класс – «Я красивый мир творю» (тетрадь – раскраска);

2 класс – «Дорогою добра»;

3 класс – «Радужный мир»;

4 класс – «Звонкий голос детства».

Данные УМК позволяют организовать образовательный процесс на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, что позволяет расширить образовательное пространство и способствует социализации обучающихся, работать, ориентируясь на достижение разноуровневого комплексного результата, где предметная составляющая – не цель, а средство. Предлагаемые пособия разработаны в соответствии с направлениями модернизации общего образования и с учётом психолого-физиологических особенностей развития младших школьников. Это отражается в отборе методик, заданий, способах организации образовательного процесса.

На сегодняшний день одной из центральных проблем системы образования является отсутствие учебно-познавательной мотивации у обучающихся. Рабочие тетради дополнительной образовательной программы «Служу Отечеству пером» обладают большим мотивирующим потенциалом, так как учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Это прослеживается, во-первых, через поступательное изложение материала, от простого к сложному, через наличие схем, макетов, шаблонов; во-вторых, через создание возможности выбора ребёнком социальной роли, темы работы, формы, в которой итоги работы могут быть представлены.

Чёрно-белая графика в оформлении тетрадей способствует развитию воображения, формированию творческого мышления, индивидуализации восприятия.

Каждая тетрадь снабжена методическими рекомендациями для учителя, которые построены таким образом, чтобы с ними могли работать педагоги разного уровня: студенты педагогических вузов могут ориентироваться на готовые разработки, педагоги-предметники – преломить изложенный материал через свой предмет.

Особую ценность комплекту придаёт наличие газеты-журнала «Добрята», создаваемого для детей самими детьми, обучающимися по программе «Служу Отечеству пером». Наличие такого структурного элемента УМК позволяет говорить не только о теоретических результатах, но и о практических и придаёт всей программе завершённость: от знакомства с профессией до реализации себя в профессии.

Возможность увидеть результаты своего труда служит дополнительным механизмом формирования учебно-познавательной мотивации для ребёнка. Газета-журнал «Добрята» является площадкой для творческого самовыражения детей.

Таким образом, программа «Служу Отечеству пером» помогает не только в формировании учебных и речевых навыков, закладывает основы коммуникативной компетентности, мотивирует интерес к получению знаний, но и играет немаловажную роль в формировании гражданской идентичности личности младшего школьника.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.