Педагогическая мастерская
Фестиваль педагогических идей
Электронная библиотека
Педагогическая копилка
Портфолио
Видеоархив
Контактные данные
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно – духовные ценности. Также проблема формирование и развитие духовно-нравственных ценностей более актуальной становится на современном этапе развития общества и в стенах детских домов, так как наблюдается ухудшение положение детей, о чем свидетельствует статистические данные, представленные в ежегодных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Исходя из этого доклада, следует, что увеличился рост детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А исследование проведенное коллективом ученных под руководством Л.И. Божович, позволили выделить такую особенность развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых в силу жизненных обстоятельств, дети уже имеют приобретенный безнравственный опыт до того, как попадают в детский дом. А когда, поступили в детский дом, то в силу неправильно формирующего приобретенного опыта дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Отсюда следует, что для ребенка выросшего в условиях детского дома характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия, преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях, тревожность и неуверенность в себе из-за непонимания «что такое хорошо? Что такое плохо?» суженная перспектива настоящего и будущего. Порой пустым звуком являются такие понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь…
Дети, которые проживали в интернатах, чаще попадают под негативное воздействие или же сами являются организаторами, зачинщиками какого – либо «дела».
Свидетельствами низкого уровня духовно-нравственной культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в интернатных учреждениях, выступают факты того, что из общего количества выпускников детских домов 40% попадают в криминогенные структуры, почти 40% становятся наркоманами и алкоголиками, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% как-то выживают.
Усилия сотрудников детских домов направлены на воспитание полноценной духовно-нравственной личности воспитанника, но результаты этой работы не всегда соответствуют ожиданиям, затраченным силам и средствам.
Таким образом, это проблема требуют иного решения. Разрешение данной проблемы я вижу в реализации программы «Глаза в глаза», которая рассчитана на дошкольников.
Почему на дошкольный возраст? Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Первейшая задача заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать общественной ценностью. Чувства человеку позволяют испытать удовлетворение после совершение нравственного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз закладывается в детстве, и наша задача помочь нашим детям. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемые. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественной произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Поэтому я считаю, что в программе «Глаза в глаза» идеальным средством формирования духовно-нравственных основ личности детей в детском доме является незаслуженная забытая сказка.
Цель программы: Формирование опыта «Что такое хорошо?», «Что такое плохо?» у воспитанников детского дома дошкольного возраста, формирование нравственных идеалов умение видеть и оценивать поступки свои и окружающих, развитие способности к эмпатии.
Через полтора столетия, мы вспоминаем, что Пушкин писал: «Вечером слушая сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания . Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма!»
Трудно не согласиться с А.С.Пушкиным, потому что в сказках весь педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших, духовных своих богатств.
Да, речь пойдет о сказке! О сказке как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развитие нравственных начал, мышления, трудовых навыков, этических, нравственных идеалов, определили ценностные качества, показали оценочные суждения по отношению к поступкам, отношения и взаимоотношения героев.
Я выявила следующий круг народных сказок, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивают представление о нравственных поступках. Исходя из этого, определила систему работы в процессе формирования нравственных основ детей дошкольного возраста. Это прослеживается на занятиях через следующий круг народных сказок, где обращала внимание на нравственные поступки героев и на их ценностную ориентацию в тексте сказки, которые составляли оценочную шкалу.
Русские народные сказки.
1. Морозко
2. Старуха-говоруха
3. Дочь и падчерица
4. Кобиляча голова
5. Крошечка-Хаврошечка
6. Буренушка
7. Баба- Яга
8. Василиса Прекрасная
Язык сказки отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в ней представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами и поступками, и их соотношения. Этот мир делится говорящими с точки зрения его ценностного характера – добра и зла, пользы и вреда …, и это вторичное членение, обусловленное социально, весьма сложным образом отражено в языковых структурах. Впервые о ценностных категориях «хороший», «плохой» говорил Д.Юм. Он подчеркивал, что понятие «хорошо» и «плохо» относятся к нравственности, а сами моральные различия проистекают не из разума, а из нравственного чувства. В современном мире аксиомой считается положение о том, что базовым началом всех оценочных суждений являются называющие метакатегории слов «хороший», «плохой» – пишет А.А.Ивин.
Благодаря этой теории, я разработала оценочно-ценностную модель героев в тексте сказки, где определила оценочно-ценностные качества героев как положительных, так и отрицательных. Ребенок, слушая сказки, впитывает это, и приходит к умозаключению о том, что в сказках всегда побеждает положительный герой со своими положительными ценностно-оценочными ориентациями. Так же определила шкалу ценностей, которая помогает войти в социальнозначимую и оцениваемою деятельность ставит дошкольника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своем поведении.
Определив ценностную обобщенную модель в сказочном тексте А.Н.Афанасьева. Выявила ценностные качества героев как положительных, так и отрицательных, ребенок, читая сказки, впитывает это в себя, и приходит к умозаключению о том, что в сказках всегда побеждает положительный герой со своими положительными ценностными ориентациями.
Шкала ценностей передаваемая от поколения к поколению.
Положительные ценности |
Отрицательные ценности |
бережливость |
беспечность |
бескорыстность |
беспорядочность |
благодарность |
бесчеловечность |
Благородство |
властолюбие |
благочестивость |
враждебность |
Верность |
грубость |
Галантность |
жадность |
добродетельность |
жестокосердечность |
добродушность |
завистливость |
доброжелательность |
зловредность |
добропорядочность |
клеветничество |
добросердечность |
корыстность |
добросовестность |
криводушность |
милосердность |
лживость |
милостливость |
лицемерие |
Мудрость |
лукавость |
Рыцарство |
меркатильность |
Скромность |
неблагодарность |
Усердность |
несправедливость |
Храбрость |
озлобленность |
Честность |
хвастливость |
Щедрость |
ярость |
Таким образом, решение ценностной ориентации ребенка зависит от его умения замечать оценку героев. Приобщая детей к восприятию сказки, мы развиваем ценностные качества ребенка, образное мышление, формируем у него высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка , а так же развиваем нравственные основы ребенка. Для формирования духовно-нравственных основ личности дошкольника я в основном выбираю метод беседы. Так как беседа – позволяет глубже познать психологические особенности личности ребенка, характер и его уровень знаний, интересов, мотивов, действий, поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы.
С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к героям сказки и происходящим событиям. В процессе выработке формирования духовно-нравственных основ личности дошкольника можно корректировать ценностную шкалу его, проводя их через следующие этапы:
1 этап-Инсценирование, где мы заставляем осмыслить «что такое хорошо?» и «что такое плохо?», здесь ребенок пропускает через себя и осознает, входя в роль героя, его ценностные ориентиры, через его нравственные действия.
2 этап-Обсуждение сказки, через метод беседы. На этом этапе происходит закрепление ценностных ориентиров у детей, оценки поступков героев.
3 этап-Дети перенимают нравственный опыт героев, используя его в подобных жизненных ситуациях.
4 этап-это этап рефлексии ребенок пытается осознанно выбирать, как поступать в той или иной жизненной ситуации.
Своевременное и полноценное развитие духовно-нравственных начал личности в старшем дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе формировании духовно-нравственных основ ребенка отражается на его поведении, а также на процессе и результатах его деятельности. К сожалению, низкий уровень развития формирования нравственных основ ребенка, тормозит процесс обучения в начальной школе.
Анализ результатов реализации программы «глаза в глаза» по формированию духовно-нравственных основ личности дошкольного возраста по методике Г.М.Фридман диагностика исследования нравственной сферы «Что такое хорошо и что такое плохо?», опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях».
Формирование духовно-нравственных основ личности у детей старшего дошкольного возраста в детском доме и не только будет более эффективным, если в круг детского чтения в системе будут включены народные сказки, при следующих условиях:
1.Сказочный текст, обеспечивающий мотивацию на овладение духовно- нравственных основ.
2.Сказочный текст, обеспечивающий представление о духовно-нравственных началах.
3.Сказочный текст, обеспечивающий реализацию формирования духовно-нравственных основ в собственной деятельности ребенка.
При осуществлении этих условий по ознакомлению со сказкой дети закрепляют нравственные представления в собственной деятельности, что непосредственно влияет на успешность нравственного воспитания детей детского дома.
Добавить комментарий