KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста
Роль сказочного текста в формировании и развитии духовно-нравственных основ личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период дошкольного возраста
20 ноября 2017    Автор / Фрисс Н.В., ГКОУ СО «Сухоложский детский дом»,с. Курьи Свердловская обл.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей, всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно – духовные ценности. Также проблема формирование и развитие духовно-нравственных ценностей более актуальной становится на современном этапе развития общества и в стенах детских домов, так как наблюдается ухудшение положение детей, о чем свидетельствует статистические данные, представленные в ежегодных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Исходя из этого доклада, следует, что увеличился рост детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А исследование проведенное коллективом ученных под руководством Л.И. Божович, позволили выделить такую особенность развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во-первых в силу жизненных обстоятельств, дети уже имеют приобретенный безнравственный опыт до того, как попадают в детский дом. А когда, поступили в детский дом, то в силу неправильно формирующего приобретенного опыта дети зачастую занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Отсюда следует, что для ребенка выросшего в условиях детского дома характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия, преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях, тревожность и неуверенность в себе из-за непонимания «что такое хорошо? Что такое плохо?» суженная перспектива настоящего и будущего. Порой пустым звуком являются такие понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь…

Дети, которые проживали в интернатах, чаще попадают под негативное воздействие или же сами являются организаторами, зачинщиками какого – либо «дела».

Свидетельствами низкого уровня духовно-нравственной культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в интернатных учреждениях, выступают факты того, что из общего количества выпускников детских домов 40% попадают в криминогенные структуры, почти 40% становятся наркоманами и алкоголиками, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% как-то выживают.

Усилия сотрудников детских домов направлены на воспитание полноценной духовно-нравственной личности воспитанника, но результаты этой работы не всегда соответствуют ожиданиям, затраченным силам и средствам.

Таким образом, это проблема требуют иного решения. Разрешение данной проблемы я вижу в реализации программы «Глаза в глаза», которая рассчитана на дошкольников.

Почему на дошкольный возраст? Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Эта одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста можно рассматривать, как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Первейшая задача заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать общественной ценностью. Чувства человеку позволяют испытать удовлетворение после совершение нравственного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз закладывается в детстве, и наша задача помочь нашим детям. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемые. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественной произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Поэтому я считаю, что в программе «Глаза в глаза» идеальным средством формирования духовно-нравственных основ личности детей в детском доме является незаслуженная забытая сказка.

Цель программы: Формирование опыта «Что такое хорошо?», «Что такое плохо?» у воспитанников детского дома дошкольного возраста, формирование нравственных идеалов умение видеть и оценивать поступки свои и окружающих, развитие способности к эмпатии.

Через полтора столетия, мы вспоминаем, что Пушкин писал: «Вечером слушая сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания . Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма!»

Трудно не согласиться с А.С.Пушкиным, потому что в сказках весь педагогический опыт, накопленный веками, сбереженный народом как одно из самых величайших, духовных своих богатств.

Да, речь пойдет о сказке! О сказке как основе основ воспитания детей, как об универсальной педагогической системе, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развитие нравственных начал, мышления, трудовых навыков, этических, нравственных идеалов, определили ценностные качества, показали оценочные суждения по отношению к поступкам, отношения и взаимоотношения героев.

Я выявила следующий круг народных сказок, которые обеспечивают мотивацию на овладение духовно-нравственных основ личности, обеспечивают представление о нравственных поступках. Исходя из этого, определила систему работы в процессе формирования нравственных основ детей дошкольного возраста. Это прослеживается на занятиях через следующий круг народных сказок, где обращала внимание на нравственные поступки героев и на их ценностную ориентацию в тексте сказки, которые составляли оценочную шкалу.

Русские народные сказки.

1. Морозко

2. Старуха-говоруха

3. Дочь и падчерица

4. Кобиляча голова

5. Крошечка-Хаврошечка

6. Буренушка

7. Баба- Яга

8. Василиса Прекрасная

Язык сказки отражает мир с различных сторон. Прежде всего, в ней представлена объективная действительность, имеющиеся в мире предметы, свойства, действия, включая человека с его мыслями, чувствами и поступками, и их соотношения. Этот мир делится говорящими с точки зрения его ценностного характера – добра и зла, пользы и вреда …, и это вторичное членение, обусловленное социально, весьма сложным образом отражено в языковых структурах. Впервые о ценностных категориях «хороший», «плохой» говорил Д.Юм. Он подчеркивал, что понятие «хорошо» и «плохо» относятся к нравственности, а сами моральные различия проистекают не из разума, а из нравственного чувства. В современном мире аксиомой считается положение о том, что базовым началом всех оценочных суждений являются называющие метакатегории слов «хороший», «плохой» – пишет А.А.Ивин.

Благодаря этой теории, я разработала оценочно-ценностную модель героев в тексте сказки, где определила оценочно-ценностные качества героев как положительных, так и отрицательных. Ребенок, слушая сказки, впитывает это, и приходит к умозаключению о том, что в сказках всегда побеждает положительный герой со своими положительными ценностно-оценочными ориентациями. Так же определила шкалу ценностей, которая помогает войти в социальнозначимую и оцениваемою деятельность ставит дошкольника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своем поведении.

Определив ценностную обобщенную модель в сказочном тексте А.Н.Афанасьева. Выявила ценностные качества героев как положительных, так и отрицательных, ребенок, читая сказки, впитывает это в себя, и приходит к умозаключению о том, что в сказках всегда побеждает положительный герой со своими положительными ценностными ориентациями.

Шкала ценностей передаваемая от поколения к поколению.

Положительные ценности

Отрицательные ценности

бережливость

беспечность

бескорыстность

беспорядочность

благодарность

бесчеловечность

Благородство

властолюбие

благочестивость

враждебность

Верность

грубость

Галантность

жадность

добродетельность

жестокосердечность

добродушность

завистливость

доброжелательность

зловредность

добропорядочность

клеветничество

добросердечность

корыстность

добросовестность

криводушность

милосердность

лживость

милостливость

лицемерие

Мудрость

лукавость

Рыцарство

меркатильность

Скромность

неблагодарность

Усердность

несправедливость

Храбрость

озлобленность

Честность

хвастливость

Щедрость

ярость

Таким образом, решение ценностной ориентации ребенка зависит от его умения замечать оценку героев. Приобщая детей к восприятию сказки, мы развиваем ценностные качества ребенка, образное мышление, формируем у него высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка , а так же развиваем нравственные основы ребенка. Для формирования духовно-нравственных основ личности дошкольника я в основном выбираю метод беседы. Так как беседа – позволяет глубже познать психологические особенности личности ребенка, характер и его уровень знаний, интересов, мотивов, действий, поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы.

С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к героям сказки и происходящим событиям. В процессе выработке формирования духовно-нравственных основ личности дошкольника можно корректировать ценностную шкалу его, проводя их через следующие этапы:

1 этап-Инсценирование, где мы заставляем осмыслить «что такое хорошо?» и «что такое плохо?», здесь ребенок пропускает через себя и осознает, входя в роль героя, его ценностные ориентиры, через его нравственные действия.

2 этап-Обсуждение сказки, через метод беседы. На этом этапе происходит закрепление ценностных ориентиров у детей, оценки поступков героев.

3 этап-Дети перенимают нравственный опыт героев, используя его в подобных жизненных ситуациях.

4 этап-это этап рефлексии ребенок пытается осознанно выбирать, как поступать в той или иной жизненной ситуации.

Своевременное и полноценное развитие духовно-нравственных начал личности в старшем дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе формировании духовно-нравственных основ ребенка отражается на его поведении, а также на процессе и результатах его деятельности. К сожалению, низкий уровень развития формирования нравственных основ ребенка, тормозит процесс обучения в начальной школе.

Анализ результатов реализации программы «глаза в глаза» по формированию духовно-нравственных основ личности дошкольного возраста по методике Г.М.Фридман диагностика исследования нравственной сферы «Что такое хорошо и что такое плохо?», опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях».

Формирование духовно-нравственных основ личности у детей старшего дошкольного возраста в детском доме и не только будет более эффективным, если в круг детского чтения в системе будут включены народные сказки, при следующих условиях:

1.Сказочный текст, обеспечивающий мотивацию на овладение духовно- нравственных основ.

2.Сказочный текст, обеспечивающий представление о духовно-нравственных началах.

3.Сказочный текст, обеспечивающий реализацию формирования духовно-нравственных основ в собственной деятельности ребенка.

При осуществлении этих условий по ознакомлению со сказкой дети закрепляют нравственные представления в собственной деятельности, что непосредственно влияет на успешность нравственного воспитания детей детского дома.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.