KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Опыт интеграции обновлённой программы НДО «Самопознание» в образовательное пространство детского сада
Опыт интеграции обновлённой программы НДО «Самопознание» в образовательное пространство детского сада
20 октября 2017    Автор / Б. Ушбаева, методист, детский сад «Самопознание», ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы.

Чтобы ответить на вопросы бытия, нужно возродить общечеловеческие ценности, вернуться к своим собственным истокам. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником духовности – задача из задач для каждого в отдельности человека и для нас всех вместе, ныне живущих и только вступающих в жизнь людей. И если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке.

С. Назарбаева

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, осознавания своей индивидуальности в окружающем мире.

Какова истинная цель воспитания в детском саду? Чтобы каждый ребенок ощущал себя счастливым! А для этого он должен быть окружен лаской, добром, улыбкой и радостным творчеством. Важно «напитать» ребенка с самого раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, развивая в нем самые важные человеческие качества: умение любить, сопереживать, быть терпимым, доброжелательным, правдивым, миролюбивым. Таким образом, целью дошкольного образования является разностороннее целостное развитие личности воспитанника, ориентированного на общечеловеческие ценности. А задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на школьные «рельсы», а в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия его духовно-нравственного, творческого, интеллектуального потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной, интеллектуальной, творческой и, самое важное, духовно-нравственной деятельности дошкольников является процесс интеграции предмета «Самопознание» в дошкольное образовательное пространство.

Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психической природы, но прежде всего осознание своей высшей духовной сути. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество преображения личности. В связи с этим, «Самопознание» как дисциплина способствует выявлению в каждом воспитаннике общечеловеческих ценностей, обладает бесценными сокровищами, приобщение к которым обогащает жизнь ребенка духовно-нравственными знаниями.

Интеграция дисциплины «Самопознание» в целостный педагогический процесс детского сада объединяет образовательные области, разные виды учебно-воспитательной деятельности в единую систему, что обеспечивает гармонию педагогического процесса. Интегрированное системное воздействие образовательных областей на воспитанников во много раз активнее, чем влияние каждого из них по отдельности.

В настоящее время в детском саду педагоги выполняют социальный заказ родителей подготовить детей в школу, основным критерием чего является умение ребенка читать и считать. Конечно, эти умения немаловажны, но куда важнее научить ребенка сопереживать, помогать, понимать друг друга, быть хорошим другом, уметь попросить прощение, совершать добрые поступки. Современный мир стремится к большим знаниям и как можно более раннему их приобретению, но надо бы всем нам помнить слова В. Белинского: «Человеческое знание состоит не из одной математики и технологии. Напротив, это только одна сторона знания, это еще только низшее знание, высшее объемлет собой мир нравственный. А нравственность – это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человека нравственности, тем больше он Человек».

Для успешной реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в образовательном процессе детского сада необходима поддержка со стороны родителей. Поэтому взаимодействие с родителями в решении задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является первостепенным.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому каждому родителю важно осознавать то, что его ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, гармонии, добра и благородства, и то, что каждая минута общения с ребенком должна быть насыщена отцовской и материнской любовью.

Только в совместной деятельности педагогов и родителей зарождается то, о чем мечтал В.А. Сухомлинский – «духовная общность между взрослым и маленьким». Так, во взаимодействии с родителями педагогический коллектив детского сада «Самопознание» решает следующие задачи:

-изучает основные принципы духовно-нравственного воспитания детей;

-изучает уровень педагогической грамотности родителей;

-определяет уровень их активности в осуществлении совместной деятельности с коллективом детского сада по вопросам воспитания детей.

В нашем детском саду решать эти задачи помогает дополнительное образование по адаптированным программам, интегрированным с программой НДО «Самопознание». Так, во второй половине дня в детском саду проводятся внеучебные виды деятельности, основной задачей которых является развитие духовно-нравственных, познавательных качеств и творческих способностей детей.

Программа «Сказочная страна» направлена на развитие творческих способностей детей. Данная программа реализуется через занятия в театральном кружке, где организуются театральные постановки волшебных добрых сказок, ориентированных на общечеловеческие ценности, где добро побеждает зло. Даже самый застенчивый ребенок становится активным исполнителем понравившейся роли. Дети помогают друг другу в игровой постановке, усваивают азы исполнительского мастерства, что способствует воспитанию выдержки, уверенности и ответственности.

Программа «Основы экологии» направлена на формирование у детей экологического сознания, ориентирована на развитие опыта практической и творческой деятельности на материале изучения экологических знаний, способствует развитию бережного отношения к окружающему миру и формированию целостной картины мира. В рамках данной программы был разработан цикл занятий «Диалоги о природе», «Что ты знаешь о природе?», «Живое и неживое», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.

Программа «Волшебный мир танцев» ориентирована на выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого ребенка. Она направлена на формирование у дошкольников навыков танцевальной техники, красоты и грации, а также нравственно-волевых качеств личности.

Программа «Школа шахмат» направлена на ознакомление детей с миром шахмат, обогащение знаниями об этой увлекательной «игре королей», развитии способностей детей к саморегуляции, волевых качеств.

Программа «Волшебный карандаш» направлена на развитие эстетического вкуса, художественного мышления ребенка, на пробуждение его творческой активности, а также на выявление в ребенке общечеловеческих ценностей через художественно-творческую деятельность.

Программа «Ана тілім ардағым» направлена на воспитание уважения детей к государственному языку, развитию культуры общения. Главной целью программы является творческое освоение норм и правил родного языка, овладение основными коммуникативными способностями – речевыми умениями и навыками.

Программа «Морская звезда» направлена на оздоровление детей путем их обучения плаванию, умению держаться на воде.

Программа «Speak English» («Говорю на английском») направлена на развитие речевых и познавательных способностей детей путем их приобщения к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Цель – обеспечение условий погружения в иноязычную среду для освоения детьми английского языка, воспитание культуры речи детей и их мотивирование на дальнейшее изучение английского языка.

Таким образом, интеграция обновленной программы «Самопознание» в образовательное пространство детского сада определяется не количеством определенных мероприятий, занятий, а системным, последовательным и целостным развитием и воспитанием детей, где духовно-нравственные знания становятся умениями и переходят в навыки. При этом особое внимание нужно обращать на выявление в каждом ребенке общечеловеческих ценностей и развитие его нравственно-духовных качеств.

Каждое утро в детском саду начинается с теплой встречи каждого ребенка и с позитивного настроя. Позитивный настрой в начале дня помогает детям мягко и непринужденно войти в атмосферу детского сада, когда он на целый день расстается с родителями и привычной домашней обстановкой, активизирует познавательную и творческую деятельность детей, способствует дружбе детей друг с другом.

Утренняя гимнастика способствует созданию хорошего настроения, активизации двигательной деятельности детей. После специального музыкального сигнала дети готовятся к гимнастике, самостоятельно регулируют свое движение и стараются правильно выполнить каждое упражнение. Правильно выполненная команда воспитывает в детях дисциплинированность.

Правильное питание – залог здоровья каждого ребенка. В процессе приема пищи дети узнают и приобретают культурно-гигиенические навыки. Соблюдение этики за столом способствует воспитанию в детях культуры поведения (не разговаривать во время еды, держать правильно осанку во время сидения за столом, правильно использовать столовые приборы, замечать красоту сервировки стола, благодарить поваров за вкусное приготовление еды и т.д.). Перед тем, как приступить к кормлению детей, в воспитательных целях надо напомнить им о пользе продуктов питания и ценности хлеба в жизни человека.

Организация прогулки – это прекрасная возможность для раскрытия духовно-нравственного потенциала ребенка, прогулка является одним из основных средств воспитания нравственных качеств личности. Во время прогулки происходит развитие всех общечеловеческих ценностей: понимание ребенком своей духовной природы, проявление бескорыстной любви к окружающему миру, единение с ней, достижение внутреннего покоя, соблюдение правил праведного поведения и, как результат, – проявление ненасилия ко всему живому.

Игровая деятельность на прогулке дает возможность воспитателю вместе с детьми извлечь глубокий нравственный урок. С учетом погодных условий на прогулке организуются все виды игр: подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные, словесно-дидактические, музыкальные, игры-забавы и т.д.

Перед сном взрослый (воспитатель или няня) рассказывает пословицы, поговорки, сказки, поет колыбельные песни, которые содержат нравственные примеры из жизни полюбившихся детям сказочных героев.

Задача воспитателя по окончании дня заключается в закреплении позитивного отношения ребенка к своей группе, к детскому коллективу, к обучению в детском саду. Чтобы при встрече с родителями у дошкольника появилось желание поделиться своими успехами, он должен испытывать радостное ощущение от мысли, что на следующий день снова придет в детский сад. Воспитатель провожает каждого ребенка с улыбкой, рассказывает его родителям о позитивных моментах текущего дня, о его успехах и достигнутых результатах. При этом очень важно, чтобы ребенок сам выразил потребность рассказать родителям о своих достижениях – так взрослые смогут поощрить и поддержать его.

Проявление любви и доброжелательного отношения воспитателя к детям является главным условием создания благоприятного психологического климата в детском саду. И если мы научили ребенка слушать свое сердце и делать то, что оно ему подсказывает, то он непременно найдет свое место в жизни и найдет свое призвание. Воспитатели, ежедневно, ежечасно и ежеминутно общаясь с детьми, являются живым мостиком между большим внешним миром и миром самого ребенка. Это непростая задача, которая требует огромного напряжения духовных сил, самоотдачи, большой любви. И чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть, а не казаться живым соучастником этого процесса. Ведь, как сказал великий педагог В.А. Сухомлинский, «воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.