KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
О нравственном потенциале музыкального воспитания дошкольников
О нравственном потенциале музыкального воспитания дошкольников
15 сентября 2017    Автор / Рысбаева А., музыкальный руководитель, детский сад Назарбаев Интеллектуальной школы,г. Талдыкорган, Алматинская обл.

Известно, что музыкальное воспитание следует начинать в дошкольном возрасте. Так же, как и развитие речи, музыкальное развитие связано с постепенным включением ребенка в процесс восприятия, осмысления, запоминания, интонирования и т.д. Большое значение имеет среда, в которой ребенок получает полноценные музыкальные впечатления.

В истории музыкального искусства известны примеры из жизни великих композиторов, где на их становление, как выдающихся музыкантов, оказала воздействие среда семьи. Так, на музыкальное развитие австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта большое влияние оказал его отец Леопольд Моцарт. Именно он научил сына игре на музыкальных инструментах. Уже в 4 года Моцарт играл на клавесине, а в 5 лет начал сочинять музыкальные произведения. В дошкольном возрасте Вольфганг начал выступать на концертных площадках. В дальнейшем на концертах В.А.Моцарт выступал и как скрипач, певец, органист, дирижер. Он блестяще импровизировал, обладал абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью.

Широко распространено мнение о том, что все выдающиеся музыканты стали таковыми только благодаря врожденным способностям, одаренности и таланту. Однако в музыкальном развитии ребенка очень важны специальные занятия, вне сомнения, труд, упражнения, атмосфера любви к музыке в семье. Когда у польского композитора и пианиста Игнация Яна Падеревского (1860-1941 гг.) спросили: «В чем секрет Ваших пианистических достижений?», он ответил: «Один процент таланта, девять процентов удачи и девяносто процентов труда». А знаменитый американский изобретатель и предприниматель Томас Альва Эдисон (1847-1931 гг.) утверждал, что гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. / Буква «Г»).

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997 гг.) – британский учёный-психолог, автор популярного теста интеллекта – вырос в семье, где мать была талантливой актрисой, а отец – актером и певцом. Большое влияние на его воспитание оказала бабушка, у которой он воспитывался с двух лет. Бабушка также имела артистические способности. Айзенк писал, что его бабушка была «самоотверженной, заботливой, бескорыстной и вообще слишком хорошей для этого мира». Вспоминая детство, ученый с большой любовью писал о бабушке, всегда подчеркивал свободу, которой пользовался в доме бабушки (Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность / Пер. с англ. – М., 2000).

В своих исследованиях, посвященных изучению вопросов развития личности, он отмечал, что в структуре таланта восемьдесят процентов следует отнести к генетическим факторам. Так, он утверждал, что словесно-речевые способности, память, воображение, способности к вычислениям всецело зависят от генетической основы человека. И лишь двадцать процентов зависят от социальных условий, в особенности, от условий, в которых рождается и растет ребенок, от школьных условий, где он учится и общается с ровесниками.

Известна биография Иоганна Себастьяна Баха, где отмечается, что незаурядные музыкальные способности передавались в его семье от поколения к поколению. А в великом композиторе они проявились с наибольшей силой в пятом поколении.

Педагоги уверены, что именно от царящей в семье атмосферы, от стремления родителей с самого раннего детства привить ребенку эстетический вкус, дать основы музыкального воспитания зависит дальнейшее всестороннее и гармоническое развитие детей. И прав был В.А. Сухомлинский в утверждении: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974).

Приобщение к музыкальному искусству в семье и детском саду способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и развитию духовных потребностей дошкольников. Занятия музыкой, приобщение к музыке детей дошкольного возраста требуют рациональной организации педагогического процесса. Особого внимания требует нравственное содержание музыкальных занятий. Какая музыка нравится детям? Какие песни они поют с особым удовольствием? Что им нравится слушать? Какие песни они запоминают быстрее всего? Какая музыкальная инсценировка или музыкальная игра произвела на них наибольшее впечатление?

На сегодняшний день перед педагогами и родителями стоит задача – более полно использовать нравственный потенциал музыкального искусства. Дети дошкольного возраста с удовольствием поют о маме, папе, об игрушках, о природе, о животных. И, если песенный или танцевальный репертуар подбирается с учетом глубокого нравственного содержания, то музыкальные занятия будут способствовать обогащению духовного мира детей, раскрытию их творческих способностей, воспитанию положительного отношения к музыке, к пению, танцам.

В нашем педагогическом опыте дети активно участвуют в маленьких мюзиклах, которые мы сами и разрабатываем. Малыши с удовольствием разучивают роли, которые должны исполнять, слушают музыку, очень четко реагируют на музыкальные заставки и выполняют действия по сценарию.

Очень важно, чтобы дети понимали, что исполнение роли в мюзикле связано с созданием какого-либо образа, значит надо выразить настроение героя, передать характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает им глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Мы показываем на сцене, как люди должны заботиться о растениях, цветочках, муравьях и букашках, обо всем, что нас окружает. Мы поем песни о Родине, красоте родного края, о том, как мы любим природу, собак, кошек и всех животных. Большую помощь в подготовке мюзиклов оказывают воспитатели групп, хореограф и, конечно же, родители.

А совсем недавно мы разучили песню учителя гимназии «Самопознание» Центра «Бөбек» Сапаргали Мукашевича Ашимова «Здравствуйте!» и спели ее хором на казахском, русском и английском языках перед гостями из Эстонии. Это – добрая песня о пожелании всем людям на свете здоровья и благополучия. Дети понимают ее смысл, а мелодичность песни позволяет донести ее суть до всех, кто слушает. Дети смогли передать всю гамму чувств и оттенков этой песню, и, видимо, поэтому нам громко и вдохновенно аплодировал зал.

Музыка способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей человека. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сопереживать, сочувствовать другому человеку.

Особой является роль семьи в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста, где защищенность, любовь, обилие положительных эмоций способствуют раскрытию творческих, и в том числе, музыкальных способностей малыша. Соответственно, родителям нужно знать основы музыкального воспитания в семье, ведь именно здесь закладываются ростки позитивного эмоционального развития ребенка, начало развития его общей культуры, формируются личностно значимые качества человека.

А педагогам дошкольных учреждений образования необходимо чаще проводить беседы с родителями на темы музыкального воспитания детей в семье. Следует рекомендовать совместное посещение родителей с детьми музыкальных представлений, сценических постановок в детских театрах, совместное пение, слушание народных и классических произведений.

Если в доме ребенок часто слышит красивое пение, беседы о музыкальном искусстве, родители стараются постепенно вовлечь ребенка в музыкально-эстетическую деятельность в самых доступных формах, то это не пройдет бесследно в духовно-нравственном развитии ребенка.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.