KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
Теоретико-методологическое обоснование и экспериментальное исследование педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций в дошкольном возрасте
14 октября 2017    Автор / Новикова Г.П., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, г. Москва.

Одной из главных задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым нравственным ценностям. Система нравственных ценностных ориентаций субъекта является важнейшей характеристикой его личности, определяет содержательную сторону ее направленности и составляет основу мировоззрения и жизненной позиции. Проблема духовно-нравственного воспитания и формирования нравственных ценностных ориентаций приобретает особую актуальность в современной отечественной педагогике в спичи с динамичным развитием социума, изменением аксиологических приоритетов общественного сознания. Успешное решение её предоставляет многогранные возможности для самопознания и полноценной самореализации человека в условиях постоянно изменяющегося мира.

В современной науке формирование нравственных ценностных ориентаций понимается как длительный процесс установления субъектом (на сознательном или подсознательном уровне) степени личной значимости моральных категорий (целей, качеств, норм) и становления иерархизированной системы аксиологических приоритетов, выступающей основой направленности его поведения. Процесс формирования нравственных ценностных ориентаций характеризуется определенной стадийностью и начинается задолго до вступления в подростковый и юношеский возраст.

Ведущие психологи конца XIX - начала XX вв., как зарубежных (А. Адлер, А. Бандура, К. Лоренц, А. Маслоу, К. Роджерс, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), гак и отечественных (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев и др.) научных школ придают особое значение дошкольному периоду и раннему детству в становлении личности и её смыслообразующих ценностных компонентов. С их точки зрения, процесс становления ядра личности – системы убеждений и нравственных ценностных ориентаций – наиболее интенсивно идет именно в раннем возрасте. Способность дошкольников «запечатлевать» нравственные нормы, ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного поведения открывает возможности для осуществления целенаправленной работы по формированию нравственных ценностных ориентаций у детей, начиная с самого раннего возраста.

Рассмотрение современных психологических основ формирования нравственных ценностных ориентаций позволило установить наличие трех взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов системы ценностных ориентаций субъекта: когнитивного (знание и понимание нравственных ценностей, нравственные суждения, мнения, идеалы), эмотивного или эмоционального (понимание и проявление эмоций и чувств, переживаний, связанных с нравственными ценностями, адекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам и ценностям) и поведенческого (нравственное поведение, направленность, намерения во взаимодействии с окружающими). Эти компоненты обеспечивают функционирование системы ценностных ориентаций и характеризуются уровневой или стадийной организацией в процессе своего становления.

В результате нашего исследования установлено, что ценностные ориентации – образования со сложной структурой, сочетающие в себе работу потребностей, мотивов, направленности, отношений, установок личности, взаимосвязанных и влияющих друг на друга.

Рассмотрение генезиса представлений о ценностных ориентациях нравственного воспитания в отечественной педагогике показал, что воспитанию нравственной личности большое внимание уделялось во все времена. Установлено, что, несмотря на отсутствие специальных институтов воспитания, формирование нравственных ценностных ориентаций у детей выступало имплицитным свойством процесса подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе и связывалось с представлениями о смысле бытия, о Добре и Зле уже в эпоху Древней Руси.

Ретроспективный анализ генезиса нравственных ценностных ориентаций в истории отечественной педагогики позволил выявить совокупность базовых нравственных ценностей – Человек, Любовь, Добро, Семья, Истина, Совесть, Мир, Свобода, Труд, – остающихся устойчивыми к изменению детерминирующих их социокультурных и цивилизационных факторов на протяжении всего исторического процесса.

На дошкольном этапе развития индивида формирование нравственных ценностных ориентаций выражается в постепенном становлении их иерархии, возможности дифференциации субъектом нравственных ценностей по степени их значимости, определяющей избирательность его поведения. Ценностные ориентации дошкольников формируются как образования со сложной структурой.

В соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского процесс становления ценностных ориентаций у дошкольников понимается как целенаправленная деятельность взрослых по трансформации («культурации») натуральных, врожденных форм психики детей (инстинкты, потребности, безусловные рефлексы, эмоции) в высшие психические формы (чувства, понятия, отношения, мотивы, потребности и др.), имеющие нравственное содержание. Переход к высшим формам психики, имеющим нравственное содержание, осуществляется в ходе предъявления и присвоения детьми образцов деятельности, отношения, мышления, поведения, основанных на базовых нравственных ценностях. Психологическими механизмами формирования ценностных ориентаций выступают интериоризация, оценка, выбор и экстериоризация ребенком нравственных ценностей в специально организуемой совместной со взрослым ценностно-ориентационной деятельности. В ходе формирования развивается вся ценностная сфера ребенка, представленная сложной взаимосвязью ее элементов, поддерживающих функционирование ценностных ориентаций – потребностей, мотивов, установок, отношений, направленности, интересов – в виде внутреннего регулятора – совести.

Дети 5-7 лет могут иметь обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, добре, зле, а также положительное или отрицательное отношение к различным моршіыіым качествам. Однако наличие определенных моральных знаний у детей не означает, что они всегда руководствуются ими в поведении. В ситуациях нравственного конфликта большинство детей предпочитает отклониться от выполнения известных им правил (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина и др.). Этот феномен объясняется, по мнению ряда ученых (Л.М. Фридман и др.), стихийным путем накопления нравственного опыта и формирования нравственных привычек. Подлинный же путь формирования нравственных ценностных ориентаций, обеспечивающий не рефлекторно-механическую детерминацию поведения, состоит в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте ребенок может не только понимать нравственный смысл некоторых действий, но и эмоционально к ним относится, а также выражать свое внутреннее состояние и распознавать состояние сверстников. Эмотивный компонент нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников проявляется в эмоциях сочувствия, сопереживания, радостного предвосхищения результатов поведения. Формирование ценностных ориентаций сопряжено с обогащением всего внутреннего психического мира растущего ребенка, развитием его потребностей, интересов, мотивов, совести. Становление нравственных ценностных ориентаций выражается у детей старшего дошкольного возраста в появлении соподчинения, иерархии мотивов поведения, в которой нравственные мотивы шічшіают занимать доминирующее положение.

Нравственные ценностные ориентации выступают центром внутреннего духовного мира личности. Формирование нравственных ценностных ориентаций – длительный процесс становления субъективной иерархической совокупности нравственных ценностей, определяющих избирательность поведения и направленность личности, который может происходить, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

Базовыми нравственными ценностями, лежащими в основе формирования ценностных ориентаций, выступают общечеловеческие ценности, имеющие нравственное содержание - Человек, Любовь, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд.

 Литература

1.Артамонова Е.И. Аксиологические основы формирования духовной культуры педагога. - Монография. М., 2007.

2.Космачева, Н.В., Широких, О.Б. Педагогическая модель формирования нравственных ценностных ориентаций дошкольников // Педагогическое образование и наука. -2008 . - № 1. - С. 14-16.

3.Новикова Г.П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов // Педагогическое образование и наука: МАНПО. - М., 2005. -№ 5. - С. 15-20.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.