KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников в поликультурной образовательной среде
Развитие навыков социальной коммуникации дошкольников  в поликультурной образовательной среде
20 сентября 2017    Автор / Н. Третяк, методист, ГККП детский сад №4 «Буратино» г. Степногорск, Акмолинская обл.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отметил, что важный аспект экономической и социальной модернизации – это развитие триединства языков: «Практически все казахстанцы владеют русским языком, это наше общее достояние и богатство. Однако растет значение и роль английского языка. Это открывающееся окно в мир инноваций, технологий и бизнеса» (Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030»).

Будущее нашего многонационального государства – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашние личностные и профессиональные компетенции начинают формироваться сегодня. Какими средствами и методами необходимо эффективно сформировать у детей, подростков качества, которые помогут им найти достойное место в обществе, уверенно чувствовать себя в любой профессиональной деятельности, стать личностью, яркой, независимой, – вопрос, который волнует всех нас.

Первые навыки социальной коммуникации дети получают при контакте со сверстниками, и огромную роль в их первичной языковой подготовке играют детские дошкольные организации. Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный поликультурный мир является развитие навыков социальной коммуникации через активное применение полилингвальных образовательных программ, начиная с дошкольного возраста. (Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981.)

В программных документах Республики Казахстан (статье 93 Конституции Республики Казахстан, Государственной программе развития образования до 2015 года, Законе «О языках в Республике Казахстан») определены стратегические цели и задачи языкового строительства в нашей стране на долгосрочную перспективу, намечены основные направления и механизмы их реализации.

Одна из основных задач в нашем детском саду – создание условий для раннего обучения трем языкам – казахскому, русскому и английскому. Так, на протяжении многих лет идет работа по созданию языковой среды, в которой и с помощью которой ребенок может социализироваться и самоутверждаться. В целях качественной организации учебно-воспитательного процесса и формирования профессионально компетентного педагога проводится целенаправленная работа по повышению квалификации педагогических кадров, формы которой разнообразны: курсовая переподготовка, участие в теоретических и практических семинарах по обмену лучшим педагогическим опытом, освоению эффективных методик с использованием интерактивных образовательных технологий, проектирование авторских программ в сотрудничестве с городским экспертным Советом по изучению казахского языка и литературы на основе народной педагогики и раннего изучения английского языка.

В течение двенадцати лет в нашем детском саду создавалась модель детского сада с билингвальным и поликультурным компонентами образования, разрабатывались авторские проекты, направленные на включение дошкольников в деятельность по развитию навыков социальной коммуникации в поликультурной образовательной среде с использованием казахского, русского и английского языков. Комплексный, интегрированный подход этих проектов обеспечивается через освоение материала посредством взаимосвязи всех видов деятельности – игры, познания, общения, обучения.

Работу по обучению языкам в нашем детском саду проводят все дошкольные специалисты: воспитатели группы, преподаватель казахского языка, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Уделяется внимание поликультурной специфике речевого общения на разных уровнях: в играх на развлечениях, на утренниках, где дети рассказывают стихи, загадки, пословицы, показывают мини-сказки, сценки на казахском, русском и английском языках. Родителям предложен глоссарий «Учите вместе с нами» для общения на трех языках, разрабатываются рекомендации по активному погружению детей в пространство языков.

Опыт внедрения модели детского сада с билингвальным и поликультурным компонентами образования отслеживался с 2006 года. В результате отмечена положительная динамика в овладении детьми русским, казахским, английским языками. У детей улучшилось произношение, увеличился словарный запас, появилось желание активнее использовать в речевых ситуациях разные языки. У большинства детей сформированы речевые практические навыки и умения в соответствии с возрастом. Дети проявляют активность в речевом взаимодействии со взрослыми. Опыт, накопленный в поликультурной образовательной среде, насыщенной ситуациями выбора для ребенка и позволяющей полноценно существовать в ней, был успешно представлен на городских, областных и международных конкурсах.

В детском саду «Буратино» созданы все условия для реализации этнолингвистических и культурных потребностей социума. Уникальны возможности кабинета казахского языка, где все пространство способствует приобщению детей и взрослых к успешному усвоению языковых навыков. Кабинет дает возможность не только изучать язык, но и знакомиться с бытом, обычаями казахского народа. Мини-экспозиции «Юрта – дом, и все, что в нем», «Ювелирные украшения», «Декоративно-прикладное искусство», позволяют расширить словарный запас детей, рождают чувство гордости за свой народ. Пространственная среда способствует приобщению детей и взрослых к духовному богатству казахского народа. На поликультурное развитие ребенка, решение нравственно-духовных задач направлено программное обеспечение учреждения: авторские программы «Тіл – халық қазынасы. Балалардың ақыл – ойын дамыту, тілін ширату үшін сабақтарда жұмбақтардың қолдануы», «Халық педагогикасы арқылы балаларды қазақ тілі сабағында рухани – танымдылыққа, патриоттыққа тәрбиелеу».

Курс «Самопознание» – это принципиально новый подход в развитии языка через нравственные позиции. Он позволяет детям проявить себя, стать коммуникабельней, развиваться в условиях добра, взаимопомощи, дружбы.

Ребенок с раннего возраста может использовать слова нескольких языков. На его слуховые и зрительные ощущения действуют одновременно несколько словесных раздражителей, обозначающих один и тот же предмет. Тем самым воспитатели групп обогащают словарный запас малыша в три раза больше, нежели общаясь с ним на одном языке.

Максимально используется возможность демонстрационного обеспечения языковой среды: везде, где может зацепиться любопытный взгляд ребенка или внимательный – взрослого, он увидит слова или целые фразы на разных языках.

Опыт обучения дошкольников раннего возраста казахскому, русскому, английскому языкам в детском саду «Буратино», привел к следующим результатам: к 6 годам дошкольники детского сада имеют большой словарный запас, могут отвечать на вопросы, составляют простые предложения, используют пословицы, поговорки, отгадывают загадки, ежегодно много детей выпускается в школу с казахским языком обучения, в гимназии с усиленным изучением русского, английского языка.

Вся работа по реализации «Закона о языках», «Программы функционирования и развития языков» ведется под знаком единства и преемственности поколений. Наши выпускники, учась в школе, являются победителями городских, областных олимпиад, конкурсов, научных проектов. Это гордость нашего детского сада, доказывающая своевременность и актуальность современной языковой политики Казахстана, выдвигающей «разумную трансформацию языковой культуры на основе равноправного использования трех языков: государственного, межнационального и международного общения» и позволяющей нам осуществлять полноценное вхождение в современный поликультурный мир.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.