KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
В стране «Самопознание»
В  стране  «Самопознание»
22 ноября 2017    Автор / Карабаева А.К., педагог дополнительного образования, РГП «Детский сад «Қарлығаш» МЦ УДП РК.

Детский сад – это  маленькая страна,  мир, в котором живут и трудятся дети совместно со взрослыми. Здесь много полезного и интересного,  душевного и теплого, нового и хорошо известного, увиденного через призму «Самопознания». Каждый педагог должен уметь относится к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами освоения окружающего мира. В послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу РК говорилось, что современное образование в РК нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности.

Осуществляемые реформы в образовании приводят к выводу, что курс «Самопознание» должен стать государственной образовательной программой духовно-нравственного воспитания.

«Самопознание» – процесс системный, охватывающий все периоды становления  личности, а дошкольный этап – фундаментальная основа будущего каждого человека. Новая образовательная программа предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей. Направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества и решает задачи личностно-ориентированной гуманной педагогики – учит простым истинам, как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» Сара Назарбаева напомнила, что его главная цель –  возродить общечеловеческие ценности через образовательный процесс, научить детей жить в гармонии с самими собой и окружающим миром. А те основы нравственности, которые закладывает этот курс, те уроки любви, которой переполнен этот курс – это на всю жизнь.

Сара Алпысовна, автор проекта «Самопознание» говорит: «Мы должны тоже творить, созидать, а не разрушать ни себя, ни других. Простая такая арифметика. Правда, же? Ничего нового мы не придумали на духовном поприще. Все давно уже придумано. Овладеть им, и на практике жизни нужно пользоваться человеку для своего блага, для своего же спокойствия на Земле». Проект «Самопознание» –  это возвращение к гуманности и духовным истокам.

Велика роль дошкольного воспитания в становлении личности ребенка. В детском саду ребенок овладевает разнообразными умениями, навыками, учится видеть мир, мыслить, усваивает, что такое хорошо и что такое плохо. Программа «Самопознание» дает возможность более полно решать задачи последовательного формирования личности ребенка, раскрывать и обогащать его внутренний и духовный мир, осуществлять коррективное познание самого себя и другого человека.

Предмет «Самопознание» предоставил возможность побывать в удивительном мире добра и понимания. Эту страну детям открыла фея Любви – волшебница из сказки. Она учила детей  познавать себя, окружающий мир, любить свою Родину, радоваться всему доброму и красивому. В начале занятия дети, взявшись за руки, в «кругу  радости» заряжаются положительной энергией, учатся радоваться новому дню, природе, жизни, друг другу. «Круг радости» ждут и любят дети всех возрастов, начиная с трех лет. Разве не приятно детям почувствовать к себе чуткость, отзывчивость от окружающих? На занятиях применяются и чтение произведений, рассказывание притч, обсуждение их, комментирование, прослушивание музыки, рассматривание картин.  Дети изучают основы этики, экологии, этнокультуры и здорового образа жизни,  поют казахские народные песни, выполняют упражнения на релаксацию, занимаются творчеством, а в конце занятия собираются в круг  «От сердца  к сердцу», несущий также заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

Дети меняются на глазах. Все слова, игры, «круги радости», «от сердца к сердцу», читаемые произведения глубоко западают им в душу, и они учатся любить, уважать себя и других, радоваться. После каждого занятия дети становились внимательнее друг к другу, учились любить себя, своих близких, у них появилось больше уверенности. Исчезли в группе ссоры, дети стали  очень  дружными, заботливыми, наблюдательными, чуткими.  В самопознании  очень много педагогических находок, которые  реализуются  не только на занятиях с детьми, но и вне их.

Предмет «Самопознание» проводится в старших и подготовительных группах на казахском и русском языках 1 раз в неделю. Планируется в соответствии с государственными общеобязательными стандартами среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание».

В старшей группе детского сада система ценностей  предмета была представлена в названиях разделов такимим понятиями, как «человек», «семья», «друзья», «природа», «Родина». В предшкольной группе названия разделов отражают  процесс трансформации базовых ценностей  во внутренний план детей – мир любви и добрых чувств, где главным  субъектом познания и деятельности является  счастливый человек  с добрым сердцем ,любящий и мир людей, и мир природы, свой край, Родину, Отчизну.   

Занятия проводятся в кабинете «Самопознание». Особое внимание уделяется  оборудованию нашего кабинета для проведения занятий. Обеспечены УМК по  предмету «Самопознание»   и индивидуальными тетрадями для детей на печатной основе. Также в  кабинете имеются все нужные методические книги, журналы, интерактивная доска, музыкальный центр. Выставлены альбомы  «Мое имя», «Наше творчество», «Моя семейная история», поделки детей, выполненные  на занятиях самопознания.  Оформлены уголки: папки-передвижки с информацией  о предмете,  поздравления с днем рождения, выставки творческих работ, выполненые совместно  с родителями. Есть  уголки  этнопедагогики, экологии. 

Занятия по предмету «Самопознание» предполагают тесное сотрудничество с родителями, так как члены семьи – первые учителя ребенка.

Родители сами с большим интересом  и  желанием знакомятся с литературой по самопознанию, читают материалы, предлагаемую литературу по нравственно-духовному воспитанию, посещают занятия, вместе с детьми заучивают «круги радости», стихи, помогают в оформлении домашних заданий. Активно участвуют в творческих проектах.  Ведь семья – это тот родник, из которого человек черпает силы всю свою жизнь. Поэтому с  целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

1.общие и групповые родительские собрания;

2.консультации;

3.посещения педагогом семей своих воспитанников;

4.дни открытых дверей;

5.папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.

Этот новый нужный предмет ускорит процесс гуманизма и привнесет в систему образования струю духовности и нравственности, а результаты изучения «Самопознания» изменят сознание у людей разных возрастов, направленных на признание первичности духовных, общечеловеческих ценностей.  Мы уверены, что предмет «Самопознание» поможет детям любить себя, познать свое «Я», выбирать мудрые решения в жизни, познать законы бытия, правила жизни, мир души. А мы как педагоги сможем донести до ребенка мысль: «Ты нужен! Ты не повторим! Ты - объект любви! Как важно, что родился, наполнить ребенка гордостью за себя».

Особые слова признательности, благодарности  Саре Алпысовне Назарбаевой за огромную любовь, верность, за духовный мир, который каждый из нас открывает в себе и помогает верить, надеяться и любить. Статью заключим словами С. А. Назарбаевой: «Дети – это живой и прекрасный образ будущего. Все родители во все времена и у всех народов видели в детях самую сокровенную суть жизни».

Литература

-Книга для родителей «Познай истину VIII». – Алматы, 2006.

-Нравственно-правовое воспитание в дошкольном учреждении (методические рекомендации). – Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1997.

-Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, 2001.

-Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире». – Астана, 2007.

-Самопознание «Здравствуй, мир!». Методическое пособие для воспитателей предшкольных групп и учителей предшкольных классов организаций образования. – Алматы, 2010.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.