KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
01 ноября 2017    Автор / Савенкова Е.Х., воспитатель детского сада.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения начинается с формирования у ребенка любви и уважения к родителям, семье, людям, которые сопровождают в первые годы жизни, к родному детскому саду, месту, где он родился и вырос. Безусловно, патриотизм – это преданность стране, в которой  живет человек, уважение культур народов, ее населяющих.

По образному выражению историка М. Гефтера, Казахстан – это «мир миров», в котором веками существуют представители разных национальностей и этнических групп. И наша многонациональная страна – это то общее, что объединяет граждан Казахстана.

Вопросы создания национальной системы образования, воспитания патриотизма особую остроту приобретают в переломные моменты развития нашего государства.

Знания о себе, своей семье, роде, на основе которых у детей формируется чувство любви, привязанности к родным, чувство защищенности (« Моя семья», «Составление рассказа о семье» развитие речи, «Где живет человек», «Кто живет с нами» и т.д.)

Знания о природе (ее разнообразии и красоте) должны вызывать у дошкольников чувство восхищения и желание ее сохранять. (« Краеведческие знания и знакомство с Красной книгой», «Что такое природа?», « Путешествие по родному краю», «Знакомство с подземным царством», «Осень в родном краю», «Зима в родном краю», « Лето в Казахстане», «Весна пришла» и т.д.)

Знания о людях, живущих в нашей стране (о роде их занятий, о людях, прославивших страну своими подвигами, изобретениями, творчеством). На основе этих знаний формируется гордость за родину, за своих соотечественников. («О тех, кто умеет летать», « Народов дружная семья», «Труд взрослых –  строительные профессии» и т.д.)

Знания о людях разных национальностей, имеющие особую значимость для формирования толерантности. («Народов дружная семья», «Наш город», «Наурыз – праздник весны», самопознание «Народов дружная семья», «Маленький житель большой страны» самопознание и т.д.)

Знания об искусстве, народном творчестве, традициях, обычаях, о родном и государственном языках носят практический характер и вводят ребенка в мир культуры своей страны. (« Мы живем на планете Земля» миром, «Где живет человек», « В гости к мастерам», «Наш город» рисование,  «Роспись блюда» рисование, «Национальные украшения» рисование, «Украсим ковер» (сырмак, тускииз) рисование, и т.д.).

Знание географии и символики страны, родного города расширяют кругозор дошкольника, способствуют формированию представлений о Казахстане, малой родине, своем микрорайоне и т.д. ( «Мы живем на планете Земля», «Наш город» рисование, « Природа родного края», «Флаг, герб, гимн нашей страны» и т.д.)

Знания о других странах мира, о планете Земля, на которой мы живем. («Мы живем на планете Земля», «О тех, кто умеет летать», «Птицы Казахстана»).

Знания обогащают чувства ребенка. Он начинает ценить то, о чем больше узнает. Важно, чтобы ребенок научился сопереживать родным, товарищам, радоваться их успехам, чтобы в его душе появились такие качества, как привязанность. Милосердие, чтобы он приобрел опыт их реализации в том окружении, в котором  постоянно живет. И на этой основе в последующем вырастет чувство любви к родине.

По мнению С.А. Козловой, базой формирования патриотизма должно стать нравственное воспитание, истоки которого лежат в семье: эмоционально насыщенный образ родного дома во многом определяется семейными традициями и ценностями, знанием своей родословной.

Мир семьи рассматривается нами как сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения и поведение всех его членов.

В процессе изучения данного аспекта темы необходимо было получить ответы на вопросы: что ребенок хочет узнать о семье? Что для ребенка может быть привлекательным в семье? Как он может приумножить достоинства своей семьи?

Подобные вопросы, как утверждают психологи (Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн и др.), помогают определить направленность дошкольника, что является основной характеристикой мотивационной сферы его личности.

Объекты направленности могут быть разными. В плане нашего исследования – это направленность ребенка на мир семьи, что означает сосредоточенность его мышления на мире семьи), на его принятии(сделать этот мир личностно значимым) и преобразовании.

Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизических особенностей:

-готовности овладеть разнообразными сведениями о мире семьи (от конкретных понятий – к их связям);

-готовности оперировать представлениями, значительно расширяющими границы познания мира семьи (связи «семья-ребенок», «семья - предмет-ребенок»;

-постепенного развития аффективного воображения, что позволяет комбинировать ранее полученные представления и преобразовывать их;

-интенсивного усвоения мотивов, характерных для деятельности взрослых;

-изменений в эмоциональной сфере (от ситуативности и неустойчивости – к регуляции).

Рассмотренные психофизиологические  особенности детей охватывают их интеллектуальную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком мира семьи, что позволяет конкретизировать содержание и структуру данной направленности дошкольника.

Выделены следующие компоненты этой структуры:

-интеллектуальный, определяющий уровень представлений о семье и уровень развития способов действий по присвоению опыта семьи.

-эмоционально - чувственный, включающий эмоции и чувства, отражающие отношение к миру семьи;

-мотивационно - потребностный, содержащий желания и стремления детей овладеть сведениями о семье. Реализовать их в деятельности.

-поведенческий, отражающий степень сформированности и устойчивости позиции ребенка к миру семьи.

Патриотическое воспитание прививается детям через различные игры, занятия, направленные на любовь к родине, природе, семье, всему окружающему миру.

Например, занятия « Мой город», «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Моя страна», «Мой Казахстан», «Мой край».

А так же через чтение сказок, пословиц и поговорок о родине, о любви к родному дому и краю. Игра «Лента времени», в которой дети изучают историю города, страны. Игра «Продолжи предложение»: воспитатель начинает фразу, дети продолжают ее. Например: «Наш город ( край, страна) называется…»

«Жителей нашего города называют…»

«Столица нашей страны…»

«В нашей стране проживают люди разных национальностей:…» и т.д.

В нашей группе был собран большой материал о нашей республике, крае. Собраны несколько альбомов на тему «Алматы – любовь моя», создан и закончен проект на эту тему.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.