KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовно-нравственное развитие личности – цель педагогики самопознания
Духовно-нравственное развитие личности – цель педагогики самопознания
03 ноября 2017    Автор / Юняева Л.П., директор детского сада № 16 «Алтынай», г. Караганды.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками изменений ориентиров казахстанского общества. Это касается не только совершенствования и модернизации методов, технологий и форм организации воспитания, но и радикального преобразования его содержания, смысла и направленности.

Смысл образования в настоящее время трактуется как средство, позволяющее овладеть определенным объёмом знаний, чтобы «благополучно» войти в мир взрослых, где господствуют законы материи.

Несомненно, материальные потребности очень важны, но ведь человек не только плоть, но и душа, у которой тоже есть потребности. И об этом надо помнить всегда. В настоящее время, к сожалению, обществом ощущается дефицит духовности и нравственности, поэтому так своевременно и необходимо сейчас обращение к вопросам духовно-нравственного развития личности.

Очень многое делается в этом направлении в нашей республике. И главная роль в нравственно-духовном воспитании заслуженно отводится предмету самопознание. Именно заслуженно, так как прежде чем этот предмет стал обязательным, он прошел апробацию по всей республике. В эксперименте участвовали детские сады, школы и ВУЗы. Результаты эксперимента были очевидны. Очень важно, что работа в названном направлении начинается с детского сада, ведь именно в это время происходит активное накопление нравственного опыта, нравственное самоопределение и становление самосознания. И все действия, применяемые при этом, должны быть глубоко продуманы и прочувствованы, ведь это касается наших детей.

Бесспорно, предмет самопознания является одним из практических ответов на возникшую потребность в поиске новых подходов к развитию личности, к ее нравственно-духовному воспитанию.

Духовность при этом можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать. Духовность заложена в человеке изначально, и она заметно проявлена в детском возрасте, когда малыши с удовольствием поют, рисуют и любят родителей не за что-то, а просто так. На основе духовности формируется нравственность. Нравственность – это состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Предмет «Самопознание» призван возродить нравственно-духовное воспитание через знакомство с общечеловеческими ценностями, через просвещение, то есть через «Самопознание». Эта программа направлена на формирование гармоничной личности казахстанского общества, готовой в возрасте социальной зрелости к самосовершенствованию и самореализации в соответствии с высокими принципами и нормами общечеловеческих духовных ценностей и современных этических стандартов.

Это и является целью духовно-нравственного развития личности, целью предмета «Самопознание». Причем этот процесс не является направленным только на ребенка, это обоюдный процесс развития личности ребенка и педагога.

Коллектив детского сада «Алтынай» г. Караганды работает над названной проблемой с сентября 2002 года. И чем дальше, тем все больше мы убеждаемся в том, что времени, отводимого для решения проблемы в рамках одного занятия, недостаточно. К сожалению, и в настоящее время такие этические категории, как добро, великодушие, совесть, долг, благородство, уважительное отношение к старшим и др. еще продолжают быть дефицитом. Говоря же о развитии ребенка, мы имеем в виду накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием. В связи с этим развитие должно быть ориентировано на формирование общественно-полезных ценностей.

Для достижения этой цели мы используем в работе с детьми метод проектов. В последние годы он пользуется все большим вниманием у педагогов дошкольных организаций. И это вполне оправданно, так как этот метод позволяет расширить методическое и образовательное пространство, придать ему новые формы и возможности, то есть является очень перспективным. Этот метод позволяет ребенку наполнить свою деятельность  личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жесткие рамки, так как результат в рамках проекта не может быть заранее предрешен. Это значит, что ребенку дается возможность проявить инициативу, творчество и самостоятельность. Итак, проект – это способ организации совместной деятельности, согласования идей, взглядов, приемов и средств  для достижения общей цели. В основу метода проектов, таким образом, заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в совместной работе педагогов, детей и родителей над определенной практической темой или проблемой. Работа над проектом предполагает применение необходимых знаний и умений из различных разделов программы, в том числе и закрепление материала по самопознанию. Профессиональная культура современного воспитателя при этом  предполагает умение видеть целое, анализировать его развитие, поддерживать особо значимые инициативы, помогающие использовать творческий потенциал участников проекта. Именно этому и способствует проектная деятельность. В современной методике обучения, развития и воспитания детей, как на занятиях, так и вне их, метод проектов необходимо рассматривать как вариант интеграции. Это одно из основных направлений обучения, позволяющее детям сэкономить время для общения, прогулок, самостоятельной и игровой деятельности, дать детям целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения. Идея интеграции в обучении прослеживается еще в трудах Я.А. Каменского. Он считал, что все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым и целым. Мы ввели в практику работы с детьми интегрированные занятия. Именно на таких занятиях возможно объединение различных областей знаний, содержание которых отбирает педагог, исходя из определенной темы. Главная задача, стоящая в этом случае перед педагогом заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание материала для дальнейшей интеграции. Причем здесь важно учитывать, что полученные при этом знания и навыки должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть нужными, доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью. Кроме того они должны:

-вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы;

-активизировать его познавательные интересы;

-стимулировать умственную деятельность;

-повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Обращаясь к идее интеграции необходимо придерживаться того, что подобные занятия предполагают выполнение следующих условий:

1.Виды деятельности должны совпадать или быть достаточно близкими;

2.В интегрируемых видах деятельности используются одинаковые или близкие методы и приемы;

3.Интегрируемые виды деятельности строятся на общих закономерностях.

Термин «интеграция» в содержании образования, по определению И.Д.Зверева, означает «объединение в одном учебном предмете обобщения знаний в определенной области». Одним из важных условий для выявления системообразующего фактора интеграции, как известно, является основание для объединения. Поэтому здесь очень важно то, какие формы и методы будут использованы на интегрируемых занятиях.

Известно, что выбор методов обучения определяется множеством факторов, например:

-смысловыми целями;

-особенностями учебного предмета;

-возможностями обучающихся;

-имеющимися средствами обучения и временем;

-предпочтениями педагога.

В нашем дошкольном учреждении идея интеграции объединяет такие виды деятельности, как:

-развитие речи и самопознание;

-музыкальное воспитание и самопознание.

Смысл таких занятий состоит в том, что заданная тема раскрывается через определенный вид деятельности (художественно-речевую, музыкальную, театрализованную и т.п.).

При подготовке и проведении таких интегрированных занятий учитывается:

-содержание базисных программ детского сада;

-положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;

-выразительность и эмоциональность речи педагога;

-возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

-постоянная смена методов и приемов работы с детьми, форм организации занятия;

-включение элементов самоконтроля и самооценки;

-обязательное использование наглядности.

Проводить интегрированные занятия с детьми начали педагоги, работавщие в режиме эксперимента. Например, для закрепления материала, полученного детьми на занятиях по самопознанию, используются такие виды деятельности, как режимные моменты, игровая и трудовая деятельность, все виды занятий с детьми. Но особое внимание для закрепления в сознании детей определенных духовных ценностей и того материала, о котором дети узнали на самопознании мы отводим занятиям по развитию речи детей. Основная цель проводимой с детьми работы по названному направлению, как уже отмечалось, состоит во введении ребенка в сложный мир человеческих отношений, развитию компетентности в вопросах нравственности, позитивного мироощущения и миропонимания.

При этом предполагаются следующие интегрируемые задачи:

-Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

-Уметь выражать свои чувства, открыто говорить о них.

-Понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что он переживает.

-Воспитывать сочувствие к людям, любовь к природе.

Таким образом, речевые занятия нравственно-духовной направленности, проводимые педагогами, способствуют приобретению детьми нравственных знаний, выработке этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Итогом таких занятий, как отмечалось, является «обратная связь», где дети делают выводы по обсуждаемому вопросу, высказывают свое мнение по данной проблеме. Главной особенностью речевых занятий нравственно-духовной направленности является то, что на протяжении всего занятия между детьми постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения

Таким образом, самопознание в детском саду «Алтынай» уже не воспринимается как отдельно взятый предмет, теперь это система, которая предполагает огромную ответственность всех участников образовательного пространства и вместе с тем это постоянный творческий поиск. А так как творческий потенциал педагогов безграничен, то все описанные формы и методы взаимодействия с детьми по проведению интегрированных занятий нравственно-духовной направленности будут и дальше пополняться новыми идеями, интересными методическими приемами, интерактивными методами.

Литература

-Живая Этика. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.

-Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: «Просвещение», 1968.

-Божович Л.И. Личность и ее формирование в детстве. - М., 1968.

-Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. - М., 1981.

-Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. - М.: «Просвещение», 2003.

-Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.

-Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Медицина, 1989.

-Каплан Е. Истоки доброты// Дошкольное воспитание, 1983, № 3, с. 50.

-Квятковский Е. Через эмоции к высокой духовности//Дошкольное воспитание, 1992, № 1, с. 57.

-Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития// Дошкольное воспитание, 1998, № 1, с. 76.

-Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Просвещение, 1975.

-Назарбаева С.А. Путь к себе. – Алматы: Атамура, 2000.

-Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1987.

-Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №4, с.10.

-Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие//Вопросы психологии, 2003, №4, с. 76

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.