KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Проектная деятельность в детском саду
Проектная деятельность в детском саду
10 октября 2017    Автор / Жамантыкова Г.К., воспитатель детского сада, Алматы.

Сейчас во всем мире актуальной  является задача обновления содержания  образования. Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он представил метод проектов как новый дидак­тический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:

Этап 1. Подготовительная работа.Анализ объекта проектирования. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.

Этап 2. Разработка проекта. Выбор  системообразующего фактора. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект как последовательность действий.

Этап 3. Проверка качество проекта. Реализация проекта детьми в соответствии с намечен­ным планом, при необходимой помощи педагога.

Метод получил развитие в работах В.Килпатрика, Э.Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Положительные моменты технологии метода проектов:

-увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

-организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно- образовательного процесса;

-максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Зна­ния нужны детям и поэтому интересны;

-развитие научного мышления, способности к даль­нейшему образованию – приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

-социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Использование этих проектов, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Осуществляя проектную деятельность в ДОУ, необходимо придерживаться фаз, стадий и этапов классической структуры проекта и действовать, ориентируясь на содер­жание структурных компонентов.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1.По доминирующему методу: исследовательские,  информационные, творческие, игровые, практико-ориентированные.

Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

2.По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3.По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4.По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5.По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6.По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Не ослабевает интерес к проектной деятельности и в наши дни, что во многом обусловлено современными образовательными тенденциями:

-модернизацией образования на основе компетентностного подхода и развития компетенций,  связанных  в том числе и со способностью воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

-утверждением личностно-ориентированной модели образования, предполагающей целостное развитие ее познавательной, эмоционально-волевой сферы;

-реализацией деятельностного  подхода в образовании;

-развитием социальной активности личности, лидерской целеустремленности.

Современная модернизация образования связана с отказом от знаниевой педагогики, переориентацией оценки результата образования на понятия «компетенция», «компетентность», переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.

Использование метода проектов в образовательной практике способствует развитию многих личностных качеств:

-самостоятельности. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, у детей развивается ориентировка в пространстве действий и времени других людей, т.е. ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять   свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;

-креативности. А процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель костюма,  декорации, альбом и т.д.).Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности.  «Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности и свободы деятельности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности» (программа «Истоки»);

-инициативности. В ходе проекта ребенок выстраивает свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;

-лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различный формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная).

Для  эффективного протекания проектной деятельности детей необходимо соблюдение ряда условий: организационно-методические условия и морально-психологические условия.

Воспитатели нашего детского сада осуществляют поиск новых средств,  методов и форм организации интегрированного подхода в воспитании и формировании у детей гражданских, патриотических чувств, любви к природе, семье, родному городу; особенно бережного отношения к природе, миру, сему созданному трудом человека в родном крае. Но наиболее эффективной, на наш взгляд, является метод проектирования. Почему именно это направление инновационной деятельности привлекло внимание воспитателей?

Во-первых, технология «метода проектов» строится на соучастии в деятельности, - это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять  свою «самостоятельность»,  когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установку с другими.

Во-вторых, в процессе проектирования ребенок может выступать не только как заказчик и исполнитель, но и как эксперт. Педагог ведет детей, опираясь на  возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход. Так, в младшем возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем –эпизодически участвует и вступает в партнерские отношения, в старшем –сотрудничает с детьми и взрослыми.

В-третьих, в совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в не регламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

В-четвертых, в результате общения  со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, познавательные потребности, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Следовательно, образовательном процессе практическая польза методов проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.