KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Пути к духовному совершенству посредством музыкального воспитания»
«Пути к духовному совершенству посредством музыкального воспитания»
15 августа 2018    Автор / Жартманова И.В. – музыкальный руководитель д\с «Мерей» г.Караганды, высшая категория.

«Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству»

Сара Алпысовна Назарбаева 

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

Ценность творчества  заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Одной из важных задач современной педагогики является воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи в детском саду «Мерей» города Караганды стала реализация предмета нравственно – духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.

Миссия детского сада «Cамопознание» – через проявление любви, гуманности,  доброты развивать в детях любовь  к себе и уважение к другим, зародить в них желание изучать мир и изменять его к лучшему.

Предмет «Самопознание» несёт детям радость. «Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия.  А самое большое удовольствие в детском саду дети получают от музыкальных занятий. Таким образом, мы вместе с детьми каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности познаем окружающий мир и самих себя через музыку.

Самопознание ребенка предполагает развитие трех основных составляющих образа «Я» на основе организации учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной, творческой деятельности:

В центре процесса самопознания находится сам ребенок, который сначала постигает свою принадлежность к живым существам, рассматривает себя как частицу окружающего мира через звуки: дуновение ветра, капли дождя, пение птиц, жужжание пчелы, мяукания котенка.

Познание социального «Я» ребенком происходит на основе познания ближайшего окружения — семьи: когда мама или бабушка поет ребенку колыбельную песню или танцуют с ребенком; сверстников, друзей: когда в играх озвучивают гудение машины, что помогает ребенку понять свои отношения, свое место среди окружающих его людей.

И, наконец, последний круг обращает ребенка к пониманию внутреннего мира — к духовному «Я». Ребенок знакомится со своими чувствами: через песню о маме познает любовь к ней, через песню о солдатах – гордится своим сильным папой.

«Самопознание» через музыку помогает детям почувствовать дружбу, почувствовать внимание другого ребенка. Например, в парных танцах дети совместно выполняют различные танцевальные движения – это уже само по себе эмоциональный подъем. А такие движения, как «Обнимашки» в танце «Детская дружба» и «Поцелуйчики» в танце «Поцелую бабушку» метод тактильности дает ребенку почувствовать, ощутить  эту самую дружбу.

Также ребенок изучает свой внутренний мир во время релаксации под музыку. Слушая музыку мы познаем окружающий мир посредством представления, воображения. Так, например, слушая пьесу П.И.Чайковского «У камелька» из альбома «Времена года», после просмотра иллюстраций и рассказа музыкального руководителя, закрыв глаза дети ощущают тепло камина после зимней прогулки. А какая позитивная реакция у детей на прослушивание и просмотр видеоклипов, например, когда дети слушают песню и смотрят клип «Мир, который нужен мне» у них это вызывает бурные эмоции, вот посмотрите: (фото)

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием.  Его  задача – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

Учитывая особенности детей, они должны искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальному руководителю в этом вопросе отводится особая роль, так как музыкальная деятельность носит не только творческий  характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. Поэтому цель работы педагога - музыканта – сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

На  музыкальных занятиях я использую элементы арт - терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально – творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, творческому самовыражению, саморазвитию и самокоррекции личности.

«Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением  слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Исследователи  рекомендyют  использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например,  для  укрепления и оздоровления  дыхательной  функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели,  игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты  и др.),  при слабой  мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.). Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям  заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Голос «говорящий музыкальный инструмент».

Таким образом, изучение и использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса  «самопознания» в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности, так как в этот период осуществляется начальная социализация ребенка, приобщения его к культуре и общечеловеческим ценностям.

Детский сад — общественный институт, в котором создаются все условия для полного раскрытия и реализации возрастного потенциала.

В нашем детском саду в содружестве и под руководством  педагогов осуществляется накопление детьми ценного опыта познания деятельности, творчества через разнообразные виды деятельности.

На базе нашего детского сада прошли такие семинары по Самопознанию: областной семинар «Базовые ценности стандарта по предмету «Самопознание», как доминанта профессиональной деятельности» и городской семинар «Проектная деятельность преподавания самопознания в дошкольном учреждении».

Литература:

1.«Мир Самопознания» Акмагамбетова Б.К.

2.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

3.Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

4.«Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки» (из опыта работы.)

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.