KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Задача №1 – воспитать воспитателя
Задача №1 – воспитать воспитателя
11 сентября 2018    Автор / Токбасова А , сертифицированный тренер по Программе НДО «Самопознание» НЦПК «Өрлеу», Актюбинская обл.

Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя.

Л. Н. Толстой

Сегодня стало уже аксиомой то, что современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Казахстан активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, потребительство, криминализация общества. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, иных  влияний на детей и молодежь. Стало очевидным, что без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление каких бы то ни было реформ.

Великий педагог К. Д. Ушинский говорил: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями...» В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, и ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Сегодня решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если она будет разрешаться на всех уровнях общественной жизни. Только у народа, который руководствуется общечеловеческими принципами нравственности, национальное сознание может находиться на высоте, только он способен к духовному росту, к пониманию своей роли в истории человечества. Все это является необходимым условием для стабильного развития  государства. Президент нашей страны Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана акцентирует внимание на важных моментах воспитательного компонента  процесса обучения: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Развитие и процветание любого государства, в том числе и Казахстана, может быть успешным лишь при активном участии в этом процессе подрастающего поколения.

В этой связи возрастает ответственность прежде всего школы. Результаты нравственного воспитания школьников должны стать приоритетными показателями в ее работе. В системе образования должны быть заложены наиболее долгосрочные нравственные установки, перспективы развития общества. Ведущим направлением в этом плане должно стать не только постоянное обновление знаний, но прежде всего ориентация на гуманизацию системы образования. Следует отметить, что главная задача образования заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, обучения, культуры на формирование личности.

И главным звеном  воспитания был и остается учитель. Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его индивидуальные качества. Эффективное осуществление системы воспитания детей всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога. Высшей ценностью воспитания является личность ребенка. Однако чтобы эта ценность вошла в сознание взрослого, в систему его личностных ориентиров, необходимо раскрепощение самого человека, смена его образов,  мыслей и поступков. Для того чтобы воспитать нравственную личность, нужно самому быть личностью. Нельзя научить детей тому, что не выполняешь сам.    Поэтому учитель должен быть не только высокообразованным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию, но и работать над собой для духовно-нравственного становления собственной личности.                                                              

Для поворота ребенка к нравственности нам, педагогам, самим нужно стать носителями высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – понимание узости своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Это побуждение внутреннее: «Кто есть Я?»

Учитель – это Душа, дарящая Свет!                                                                                                                                      Рядом с Учителем Света тепло, безопасно, что порождает у ученика желание открыться ему, доверить самое сокровенное (чувства и мысли, мечты и планы). Учитель Света находит в своей душе и каждый раз дарит ученику теплое слово, согретое сердцем. Рядом с Учителем Света время быстротечно, оно, как водный бодрящий поток, каждая капля которого искрится на солнце. Для Учителя важно то, что происходит в этом потоке с ним и его учеником здесь и сейчас. Учитель Света порождает у ученика веру в себя, зажигает в нем огонь творчества, созидая с ним красоту и добро. У такого учителя дети вдохновлены на творчество, пишут стихи, рисуют чудесные картины, смотрят на все глазами любви, живут по зову сердца и закону совести!

Учитель – это абсолютно бескорыстный человек. Он говорит правду своему ученику, чтобы ему помочь, говорит правду во имя его собственного блага. Учитель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активную личность, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом  беречь, щадить его уязвимость и ранимость. Он должен предостеречь  от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивать  на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Ведь только уважая достоинство других людей, человек может снискать уважение и к себе…        

Учитель есть ключевая фигура, созидатель, творец, формирующий будущее. Как верно заметил известный американский писатель и историк Г. Адамс: «Учитель влияет на вечность; он никогда не может сказать, где прекращается его влияние». Каким будет мир завтра, зависит от Учителя. Поэтому день за днем он входит в класс, оставив за его порогом все свои проблемы, и увлекает детей в страну знаний.

Учитель в первую очередь должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал В. А. Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности воспитанника обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка; он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. Ребенок не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым – значит, прежде всего, помочь ему учиться. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью характера, убежденностью идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов. Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества наставника и воспитанника. И эти нити – Энергия Бескорыстной  Любви, которая объединяет души и из которой  проистекает духовное общение, когда   педагог и дети равны по отношению друг к другу и говорят на одном языке.

Сегодня учитель должен уметь строить  особые взаимоотношения с детьми, о которых Н. Е. Щуркова образно пишет так: «Садовник, выращивая розу, заботится о пространстве, где произрастает роза, никогда не упрекая в чем-либо растущий цветок». К. Роджерс говорит о том, что «педагог не формирует человека, стараясь отлить его в форму, задуманную заранее, а помогает ребенку найти в себе то положительное, что в нем есть».

«Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности, –  утверждает Ш. А. Амонашвили, – можно сравнить с блужданием в потемках». Так выйдем на свет и поведем за собой наших детей навстречу прекрасному будущему, имя которому Жизнь!        

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.