KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Развивать в детях способность ценить и воспринимать красоту окружающего мира
Развивать в детях способность ценить и воспринимать красоту окружающего мира
18 октября 2018    Автор / Таттимбетова К., старший научный сотрудник ИГРЧ, ННПООЦ «Бобек».

Одной из важнейших задач Программы нравственно-духовного образования «Самопознание» является развитие у детей дошкольного возраста способности ценить и воспринимать красоту окружающего мира. Каким видит ребенок окружающий мир?  И какой отклик окружающий мир находит в его  внутреннем, духовном  мире?  Что надо делать для создания красоты духовного мира ребенка?  Для ответа на эти непростые вопросы нужны  духовно-нравственные  знания.  

Глубоко прав Абай в том, что «сосуд, хранящий ум и знания, - характер человека. Воспитывай свой характер!.. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний».

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» способствует приобретению знаний, благодаря которым формируется характер честного, благородного человека. Автор программы Сара Алпыскызы Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: «Все мы – разные, поэтому «науку жизни» каждый из нас постигает по-своему. Древние утверждали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир»…

Не устаю повторять: причина всех наших болезней, физических и нравственных, в душе  - в недобрых помыслах, гордыне, зависти, лени, самодовольстве… Поэтому убеждена, что без подлинного возрождения духовной самобытности каждого из нас выздоровление человечества просто немыслимо. Мы должны вернуть в наш повседневный «обиход» такие бесценные качества человеческой натуры, как доброта, бескорыстная любовь, милосердие, терпение, всепрощение. И мы их, конечно, вернем, потому что другого выхода у нас нет и быть не может!».

В детском саду «Самопознание» педагогический процесс основан на идеях и принципах программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на создание единой образовательной среды, способствующей выявлению в каждом ребенке заложенных от рождения общечеловеческих ценностей, развитию высоконравственных качеств.

Взаимоотношения человека  с окружающим миром – есть отражение его внутреннего состояния, отражение его  духовного мира.

Окружающий мир для ребенка – это, в первую очередь, его родители,  семья, дом, в котором он растет и развивается, это игрушки, которые помогают ему узнавать предметы, знакомиться с тем, что находится вокруг. И, если в семье взрослые показывают пример бережного отношения к растениям, животным, уважительного отношения к людям, взаимодействуют между собой, являя образец культуры общения, то выполняется одно из важных условий  развития у детей  умения ценить и воспринимать окружающий мир, обогащая духовный мир  добротой и высокими нравами.

Окружающий мир – это  и  разнообразие растительного и животного мира. Помочь ребенку увидеть в многообразии окружающего мира красоту лесов  и полей, услышать пение птиц и журчание ручья, научить относиться по-доброму к животным, радоваться  жизни – задача родителей и педагогов.

«Мир спасет красота, но кабы она добра была!», - говорил герой произведения Ф.М.Достоевского. Писатель подчеркивал значение  духовной красоты, способной сострадать, полной отсутствия эгоизма, «положительно прекрасного человека», которому присуще доброта,  человеколюбие, скромность. Определяя понятие красоты, как суммы нравственных качеств,  он отмечал, что зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И только тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях,  мир будет спасен.

Содержание занятий в детском саду «Самопознание» направлено на развитие у детей осознания своего единства с природой, осознания себя как нравственной личности, готовой отвечать за каждое свое действие, за каждый поступок. Использование на занятиях сказок, притч, рассказов, примеров  из реальной жизни  способствует развитию у детей способности не просто размышлять, а мыслить позитивно,  отвечать правильно на вопрос: «Что такое хорошо, а что такое плохо?».

К чтению сказок или притч воспитатели подходят творчески, иногда, меняя сюжет таким образом, чтобы содержание было направлено на позитивное восприятие. Знакомство с окружающим миром с помощью литературных произведений, вводит ребенка в особый мир глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Практический опыт показывает, что благодаря сказке, притче ребенок познает мир не только умом, но, главное, сердцем. Добрая сказка  способна открыть красоту внутреннего мира человека, способствовать развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость и внимание.

Воспитатели организуют творческую  деятельность детей, включая различные виды индивидуальной и групповой работы, когда дети играют, рисуют, поют, танцуют, активизируя тем самым, эмоционально - нравственную сферу.

Занятия по самопознанию нацелены на воспитание  человека, способного жить,  взаимодействуя с окружающими людьми, в мире и согласии, сочетая  в единстве  мысли, слова и дела. Специфические особенности занятий  определяются  учебным материалом, который  тесно связан с жизнью, с  усвоением правил праведного поведения. Воспитатели вместе с детьми раскрывают суть общечеловеческих ценностей, обсуждая вопросы по содержанию прочитанных сказок, рассказов, разыгрывая  ситуации, взятые из жизни.

Мастерство педагога проявляется в образно-эмоциональной беседе, в умении четко и доступно ставить вопросы, направлять ход беседы на выявление общечеловеческих ценностей, подкреплять ответы примерами из собственного опыта. Таким образом, мы стремимся воспитать в ребенке способность к самооценке поступков с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Педагогический процесс, основанный на принципах гуманной педагогики, строится таким образом, что создается единая образовательная среда, способствующая развитию у детей качеств доброты, взаимоуважения, готовности помочь друг другу, заботы друг о друге. 

На вопрос: «В чем суть гуманной педагогики?» Шалва Александрович Амонашвили отвечает: «Это значит – принять ребенка таким, какой он есть… Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

Согласно идеям программы нравственно-духовного образования «Самопознание» воспитатели руководствуются принципами позитивного отношения к ребенку, проявления искренней заинтересованности в действиях ребенка, оказания эмоциональной  поддержки, повышения эмоциональной насыщенности занятий, учета индивидуальных особенностей детей. Важную роль играет принцип соблюдения трех китов в общении, при зрительном  и тактильном контакте (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо), улыбка.

Ценить и воспринимать красоту окружающего мира ребенок сможет тогда, когда его духовный мир будет наполнен мыслями о доброте, чувствами любви и восторга, достоинства и уважения к людям и к себе. Чем больше нравственных поступков совершает человек, тем ярче отражение  духовного,  внутреннего  мира  во внешних чертах.

Внутренняя одухотворенность ребенка  во многом зависит от окружающей среды, от круга общения, в котором он приобретает опыт взаимодействия, направляющий его на развитие доброжелательных отношений, на совершение добрых дел и поступков.

Занятия на темы «Природа – наш друг», «Друзья маленького Маргауа» проводятся на основе беседы, которая проходит в интерактивном виде. На вопросы: «Как вы заботитесь о природе?» «Почему так важно заботиться и беречь природу?» дети отвечают: «Мы поливаем цветы на клумбе», «Мы стараемся не поранить кустик, деревцо, когда играем на поляне»; «Природа наш друг. Например, когда очень жарко, можно посидеть под тенью деревьев, спрятавшись от жары», «А зимой можно полюбоваться летящими снежинками, красотой деревьев, которые становятся пушистыми, как будто одеты в белые наряды!»   

Очень важно объяснить и показать детям, что  окружающий мир полон разнообразия, где много места для восприятия и понимания  красоты, которую  нужно  увидеть и вдохновиться всеми цветами радуги, блеском утренней росы, восхититься узорами на зимних окнах, слышать искренний смех детей, видеть и радоваться улыбкам  стариков.

Научить детей видеть мир прекрасным, воспитать гармоничную личность с духовно-нравственными ориентирами и жизненными навыками  - одна из главных задач в воспитании детей дошкольного возраста. Следует отметить ландшафтный дизайн, в котором находится детский сад «Самопознание». Озеленение и благоустройство вокруг здания детского сада благотворно влияют на развитие у детей реального  ощущения красоты окружающего мира, приобретения навыков бережного отношения к каждому дереву, кустику, цветку и др. К примеру, во время прогулки  мы обращаем внимание детей на великолепие ковра  из разноцветных листьев, покрывающие осенние дорожки вокруг садика. Наступление осенней поры отмечается как праздник «Золотая осень». Дети читают стихи, поют песни, радуются жизни.

Мы стремимся к тому, чтобы окружающий мир воздействовал бы  созданию гармонии в душе ребенка,  делая  его,   чище и  добрее, открывая  миру,  внутренний свет и красоту человеческой души.  

Литература:

Кунанбаев А. Книга слов. –  Алматы, 2001.

Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, 2001.

Достоевский Ф.И. Идиот. – М.: Изд-во «Мартин», 2016

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: 1983

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.