KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Интеграция идей самопознания в содержание образовательных областей в дошкольной организации»
«Интеграция идей самопознания в содержание образовательных областей в дошкольной организации»
18 января 2019    Автор / Маметьярова Р.Т. Руководитель КГКП «Ясли – сад №27».

ГОСО РК определяет дошкольное воспитание и обучение как «… первый уровень системы непрерывного образования, который создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире». Именно в дошкольном возрасте личность ребенка получает базовые представления об устройстве мира, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле. В этой связи, сложно переоценить меру ответственности, лежащую на организациях дошкольного образования и лично на каждом педагоге.

Главной целью дошкольного воспитания и образования, согласно ГОСО РК на общенациональном уровне является «… развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностях». Реализация этой цели невозможна без интеграции программы «Самопознания» в целостный учебно-воспитательный процесс, понимание этой программы каждым педагогом как метапредмета, определяющего дальнейшие задачи, методы и приемы педагогического процесса. Сара Алпысовна говорит об этом так: «Самопознание», как метапредмет, открывает в педагогическом процессе дорогу к познанию истинно человеческого, очеловечивает научные знания, возвращает в педагогику душу,  показывает дорогу  к «хрустальному источнику духовности».

Основой программы нравственно-духовного образования являются общечеловеческие ценности: любовь, мир, ненасилие, истина, праведное поведение и их аспекты. Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в образовательные области – это, прежде всего, оживление знаний, выявление их нравственно-духовной сущности, это объединение, синтез всех знаний на основе общечеловеческих ценностей и видения единства мира, определения места каждого знания о мире в единую картину, где все имеет свое место, служит своей цели, помогая в дальнейшем ребенку определить свое место и свою цель в этом многообразии жизни.

Естественными и понятными являются пути интеграции программы «Самопознание», в деятельность ДО, а именно:

-в учебно-воспитательный процесс;

-в методическую работу с педагогами;

-в образовательно-просветительскую работу с родителями.

Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс осуществляется на нескольких уровнях:

ГОСО РК.

Годовое планирование.

Методическая работа с педагогами.

Режимные моменты ДО.

Организованная учебная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей.

Творческое сотрудничество с родителями.

Уровень годового планирования и методической работы с педагогами

В годовой план включены следующие формы работы, направленные на интеграцию программы «Самопознание»: педагогические советы, семинары, консультации, открытые просмотры организация выставок, конкурсы, обобщение опыта. Некоторые мероприятия целенаправленно освещают различные аспекты интеграции предмета «Самопознание», а в других предлагаемый материал освещается через призму общечеловеческих ценностей. Так, например, в нашем детском саду в течение года были запланированы и проведены следующие мероприятия:

Педагогический совет «Создание единого нравственно-духовного образовательного пространства для развития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности».

Республиканский методический семинар для педагогов пилотных организаций республики совместно с ННПООЦ «Бобек» «Метапредметная роль самопознания в целостном педагогическом процессе организаций образования».

Отчет о творческом сотрудничестве с родителями в рамках интеграции программы «Самопознание» на научно-практической конференции среди пилотных организаций образования г. Алматы.

КМО для педагогов старших и подготовительных групп Ауэзовского района «Условия преподавания предмета «Самопознание» положительные и отрицательные моменты».

Консультации: «Духовно-нравственное воспитание через ознакомление с окружающим миром», «Развитие личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей».

Выставка совместных работ детей и родителей «Любовь в моем сердце».

Открытые просмотры интегрированных занятий «Путешествие в страну доброты», «Сохраним нашу планету», «Доброе сердце» и другие.

В методическом кабинете создана богатейшая подборка притч, мудрых мыслей, творческих заданий, стихов, пословиц и поговорок по каждой из ОЧЦ. Этим банком пользуются педагоги при подготовке к занятиям.

Планирование педагогами режимных моментов

Утро нашего детского сада начинается с общего сбора, исполнения Государственного Гимна, зарядки и утреннего круга, который посвящен одной из общечеловеческих ценностей: любовь, мир, праведное поведение, ненасилие, истина. Педагоги подбирают песни, истории, пословицы, поговорки, игры, выявляющие одну из общечеловеческих ценностей, беседуют с детьми, поют песни, обязательно все вместе тепло поздравляют детей, у которых сегодня день рождения. Далее эта ценность, о которой говорили на утреннем круге, звучит во всех режимных моментах и организованной учебной деятельности.

Например, если мы говорим о праведном поведении, то, когда дети умываются можно обратить их внимание на чистую прозрачную воду, сказать, что она похожа на сердце человека, который совершает хорошие поступки. На прогулке понаблюдать за солнышком и провести аналогию с щедрым человеком, который делится своим теплом со всеми. Во время обеда поговорить о том, сколько людей трудилось, чтобы дети могли вкусно пообедать, спросить, что они чувствуют в связи с этим, поблагодарить всех людей и природу за обед.

Творческое сотрудничество с родителями

Важнейшим аспектом в работе ДО является взаимодействие с родителями и включение их в единый учебно-воспитательный процесс. Для того, чтобы родители стали активными участниками жизни ДО и поддержали нравственно-духовное образование необходимо планировать и осуществлять систематическую работу. Прежде всего, необходимо познакомить родителей с программой «Самопознание», общечеловеческими ценностями, смыслом и целью такой работы в детском саду. Для этого лучше всего подходят практические семинары, на которых родители в интерактивных упражнениях, беседах, дискуссиях знакомятся через свой опыт с программой «Самопознание» и становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса. Также интересной и эффективной формой работы с родителями является проектная деятельность с детьми и участие в конкурсах и выставках работ. В нашем детском саду в этом году прошли выставки совместных работ родителей и детей «Чудесные превращения овощей», «Любовь и творчество», «Театр своими руками» «Цветной песок», «Цветочная фея», «Чудеса из теста». Такие проекты и выставки стимулируют общение детей и родителей, их совместное творчество и беседы.

Например, проект по творческому конструированию с элементами оригами, аппликации, бумагопластики «Рукам работа – душе праздник» в старшей группе. Результатом такой проектной деятельности явились не просто замечательные поделки из бумаги созданные руками детей и родителей, но и чудесные истории, придуманные ими про каждого героя из бумаги в которой были отражены общечеловеческие ценности.

Конечно, мы осветили лишь общие тенденции и пути интеграции программы нравственно-духовного образования «Самопознание». Каждый детский сад, наверняка, найдет свои собственные уникальные пути и формы интеграции, творческие решения этой задачи.

В заключение нам хотелось бы отметить, что интеграция, это не арифметическое  сложение двух частей, а слияние, сплав в единое целое ума, души и сердца, обретение гармоничного баланса, целостности единого педагогического процесса на качественно новом уровне. Для этого необходима кропотливая, вдумчивая работа всего педагогического коллектива детского сада, чтобы задача, поставленная перед педагогами современными реалиями и обществом, была решена с честью.

Список использованной литературы:

Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан.

Кунанбаев А. Слова назидания. – Алматы: Жазушы, 1970 –С.120

Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, 2001. – С.21-22

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы «Лесная полянка».docx

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.