KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Игра в нравственно-эстетическом воспитании ребенка
Игра в нравственно-эстетическом воспитании ребенка
03 февраля 2014    Автор / И. Ахметова, воспитатель детского сада № 41 «Гулдер», г. Караганда

Игра – один из видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способ и средство обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются такие качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Согласно исследованиям, магистральная линия развития дошкольника проходит через игру, ведь в игре ребёнок может решать как практические, так и умственные задачи.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребёнок действует с предметами активно, манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются и, наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребёнка бездействуют.


Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: раз- бирают, собирают, сортируют, разъединяют детали. С помощью таких игрушек и игр с ними ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность и ловкость.

В играх проявляются такие черты характера, как товарищество, отзывчивость, скромность, честность, доверие. Так с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Одним из основных видов игр является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм, где развивается умение взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий: готовить постель, аккуратно скла- дывать одежду на стоящий стул, укладывать куклу в кровать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих перед ними предметов только те, которые нужны для сна. Игры с куклами являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки и др.) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева этот лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др. Воспитатель организует их во время прогулки при непосредственном соприкосновении с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их при- родной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам, назначению.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, нормах поведения, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, положительных нравственных качествах личности человека, отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т.д.

Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребёнка – способность к самооценке (оценке своей ловкости, умений, успехов по сравнению с другими).

Формируются также социальные качества личности ребёнка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность к общению со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания растущего человека. Испокон веку в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют человека. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, развивается умение действовать в команде, здесь проявляются смекалка, выдержка, находчивость, стремление к победе. Дети могут приобщиться к этим играм не только в детском саду, но и участвуя в праздновании Наурыза, других народных праздниках.

Таким образом, игра – эффективное средство воспитания растущего человека.

comments powered by Disqus