KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-духовном воспитании ребенка
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-духовном воспитании ребенка
03 февраля 2014    Автор / Т. Семенько, воспитатель д/с № 42, г. Талдыкорган


«Счастливыми не рождаются» - гласит старая поговорка. А может быть, она неверна? Может быть, мы рождаемся счастливыми, но, постепенно взрослея, сталкиваемся с непониманием, жизненными проблемами, теряем счастье, проводя потом всю жизнь в поисках утраченного...

Детство – важнейший период в жизни человека, поэтому родители должны помнить, что у детей есть их законное право – быть детьми. Детям необходимо постоянно видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение, внимание и заботу. Они должны знать, что родитель – это не строгий «судья» и «надзиратель», а умный, справедливый и добро-желательный взрослый. Он поможет ребенку наладить хорошие вза- имоотношения со сверстниками, найти друзей и подружиться с ними.

Семейная жизнь для ребенка имеет то же значение, что общественная для взрослых. Взрослый реализует себя в процессе «взрослой» жизни, а ребенок развивает свои силы и возможности через общение с родителями, окружающими людьми и систему семейных отношений пронизанных духом уважения, симпатии, милосердия, терпения и любви.

Работая третий год по программе «Самопознание» мы поняли, что без тесного сотрудничества детского сада и семьи невозможна реализация задач духовно-нравственного воспитания, так как воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии. Вовлечение родителей в совместную работу – это сложная и проблемная задача и, чтобы найти отклик в их сознании, не- обходимы умения, педагогические знания и опыт.

С этой целью воспитатели детского сада познакомили родителей с программой курса «Самопознание», ее целями и задачами. Нами был составлен годовой план работы, в котором определены конкретные формы работы с родителями.

Для более тесных взаимоотношений семьи и детского сада в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка проводятся «Встречи за круглым столом», были созданы «Клуб для родителей», «Психолого-педагогический консультативный центр», где родители могут получить консультации, проводится также индивидуальная работа психолога с семьей. Цель этих встреч – оказание помощи семье по воспитанию ребенка, здо- рового отношения к себе и окружающим.

Кроме этого имеется немало других разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи. Это «Дни открытых дверей» с показом занятий и записью на видеокассету, тематическая «Игротека» («Биение вашего сердца», «Клубок доброты»), тематические праздники «Вежливость, бескорыстие и взаимопомощь», «Страна волшебных дел», «Тропою доброты», «Фестиваль воздушных змеев». Такие мероприятия формируют положительный настрой родителей на совместную деятельность, стимулируют их интерес к педагогическому процессу.

С целью пропаганды педагогических знаний по духовно-нравственному воспитанию было проведено знакомство с библиотекой Первой Леди С.А. Назарбаевой, другой литературой по этой проблематике. Организованы диспуты по книгам С.А. Назарбаевой «Путь к себе», Ш.А. Амонашвили «Как живете, дети?». Такое согласованное взаимодействие не возникает сразу, ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители включаются в жизнь группы, приобщаются к проблемам своих детей. При такой форме общения важно помнить, что следует отказаться от назиданий, больше привлекать родителей к решению важных проблем и умению находить правильные ответы.

Чтобы лучше узнать родителей наших воспитанников, их личностные качества, взаимоотношения в семье, в начале года было проведено тестирование. Тесты «Презентация», «Назови свое имя», «Какой я, какая я?», «Правый – левый» дали возможность родителям ближе познакомиться друг с другом, раскрепоститься, раскрыть характер и внутренние таланты каждого из них и подойти к более тесному общению друг с другом.

На первом родительском собрании было проведено анкетирование родителей. Его результаты показали отношение родителей к курсу «Самопознание». Они поняли, что эта программа поможет сформировать умение ребенка жить в гармонии с собой, семьей, обществом и окружающим миром. Именно в дошкольном возрасте, в семье ребёнок воспринимает основные жизненные ценности, там формируются его идеалы, его привыч- ки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребенка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию нравственной, развитой, самодостаточной личности.

Эта задача стоит как перед родителями, так и перед дошкольным учреждением.

Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, активно используемые, дополняют друг друга. Ежедневное общение с ними предоставляет большие возможности для укрепления связи между семьей и детским садом. Готовясь к беседам с родителями, пересматриваем записи о ребенке, подбираем его работы. В беседах опираемся на его положительные качества, интересуемся особенностями его развития и характера. Родители сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы. Они стремятся преодолеть недостатки в его поведении. Давая родителям советы, стремимся договориться о единых методах воспитания. Очень часто, через «счастьеграммки», благодарим наших родителей за активную помощь детскому саду, работу в группе, и просто за их детей.

Для более успешной работы с родителями и повышения их ответственности за воспитание детей мы завели «Чудесную тетрадь», в которую дети вместе с родителями записывают интересные события, происходящие в их семье. На очередной встрече зачитывали эти записи и делились впечатлениями. Как приятно было маме Оэлуны слышать, что ее дочь считает свою маму самой доброй, справедливой, настоящим другом. А Саша сравнивал свою бабушку с облаком, потому, что у нее светлые мысли и чистое сердце. А Владик считает, что папа все знает, умеет, всегда придет на помощь, ему можно доверять. После такой похвалы родители понимают, что они недооценивали своих детей, и их духовный мир изменился в позитивную сторону.

Игра – основной вид деятельности и способ познания мира у детей дошкольного возраста. Большое значение в формировании межличностных отношений между детьми и родителями имеют игры, которые мы часто используем в практике своей работы. Так, в «Картинной галерее» родителям предлагалось найти свой портрет в рисунках детей, на обратной стороне которых были записаны детские высказывания о своих родителях. Важно отметить то, что не все родители знают своих детей. Их дети уже подросли и научились замечать особенности своих родителей и отображать их в рисунке. Мама Оксаны была очень удивлена, что на рисунке ее дочери она не улыбается, а на обратной стороне портрета девочкой было написано пожелание маме чаще улыбаться. Были и такие пожелания детей, чтобы мамы изменили свою прическу, купили новую кофточку или подружились с папой. Это говорит о том, что наши дети перестали ориентироваться исключительно на мнение взрослых, научились давать им оценку и иметь собственное мнение.

А игра «Чему нас учат родители», проведенная с нашими малышами, помогла родителям изменить свое отношение к детям, задуматься над своими поступками и относиться к ним, как к личностям. В большом «муравейнике» дети выступали в роли родителей и воспитывали своих «муравьишек» в разных ситуациях. Всё это было снято, и на очередном заседании «Круглого стола» мы предложили родителям посмотреть эти видеосюжеты. Реакция пап и мам была неоднозначной: кто смеялся, кто удивлялся, а кто и смущался, потому что дети в точности копировали поведение своих родителей.

Особое место в работе с родителями занимает «Игротека», с помощью которой создается теплая, дружеская атмосфера в отношениях детей, родителей и педагогов. Игры развивают фантазию и творчество детей, умение воплощать увиденное в действительность и воспроизводить это в игровой деятельности. Так, например, воздушный шарик превращался в «волейбольный мяч», подарок маме, в волшебного Гномика, который дарил радость и хорошее настроение окружающим. Желтый листик превращался в золотого волшебника, который украсил елочку золотым цветом. Вместе с чудесными превращениями дети читали знакомые им стихотворения об осени, елочке, явлениях природы. Родители говорили, что в эту игру они продолжают играть всей семьей во время прогулок.

Кроме этого, родители могли проконсультироваться у нас по поводу интересующих их проблем, познакомиться с различными дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком, взять домой понравившийся игровой материал для индивидуальной работы («Домики эмоционального настроения», «Валентинки любви», «Звездочки радости»).

Важную роль в жизни ребенка отводится игрушкам, так как игрушка – носитель определенного образа. В общении с ней проявляется характер самого ребенка, его отношение к окружающим. Чтобы выяснить роль игрушки в семье, провели анкетирование с родителями по следующим вопросам:

·       Какие игрушки нравятся вашему ребенку?

·       Покупается игрушка по желанию ребенка, или это решают взрослые?

·     Помогаете ли вы ребенку в выборе вариантов игры с новой игрушкой?

·    Образ игрушки носит положительный или отрицательный характер?

Мы выражали радость по поводу умных и добрых игрушек, которые приносили дети. И сразу разыгрывали с детьми несложные сюжеты и находили к ним подходящие художественные произведения. Такое общение с игрушкой вызывают у детей положительные эмоции, хорошее настроение, доброжелательное отношение друг к другу.

На воспитание духовно-нравственных качеств и всестороннее развитие личности ребенка также влияет телевидение. А чтобы выяснить, какую роль оно играет в каждой семье, мы провели анкетирование:

·        Как часто вы, взрослые, смотрите телевизор?

·        Что делает в это время ваш ребенок?

·        Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок?

·        Кто решает, какую передачу смотреть ребенку?

·        В каком виде деятельности (рисунке, игре, беседе с взрослыми и т.д.) ваш ребенок отражает увиденное по телевизору?

·        Давайте помечтаем, какую передачу создали бы вы, будь у вас такая возможность?

Серьезные и интересные ответы на последний вопрос показали, что родители задумались над поставленной проблемой и сделали интересные выводы. Они мечтают о том времени, когда на местном телевидении будет отдельный «детский канал», на котором транслировались бы передачи об уроках «Самопознание», с участием их детей. Им хотелось бы видеть передачи о правилах хорошего тона, животных, обитателях подводного мира, музыкальные, учебно-познавательные передачи, заставляющие думать и раз- вивающие любознательность.

А для того чтобы родители имели представления о занятиях по курсу «Самопознание», мы приглашали их на «День открытых дверей». Родители отметили, что занятия эмоционально насыщены, разнообразны по видам деятельности. Дети стали внимательнее, милосерднее, терпимее, мечтают о благородных поступках и воображают себя в роли добра и справедливости. Так, в процессе дискуссии на темы «Шкатулка заветных желаний», «Клубок доброты», «Зернышко человечности» мы зачитывали желания из «Заветной шкатулки» и обратили внимание на то, что родители в своих желаниях обра- щаются к своим детям: «Я хочу, чтобы мой сын вырос честным и достойным гражданином», «Чтобы моя Карина была здоровой и не растрачивала по жизни частицу доброты». А вот дети, опираясь на накопленный ими жизненный опыт, высказывали свои пожелания так: «Я придумала бы такое лекарство, чтобы все люди на земле жили долго», - высказала свое пожелание Вика. «А я хочу создать еще одну планету, тогда никто не будет умирать на земле и всем хватит места», - сказал Владик. Света очень хотела, чтобы ее папа нашел работу и больше не огорчался. Даночка пожелала своей семье никогда не расставаться, жить вместе и чтобы их окружали хорошие друзья. Все эти пожелания были проникнуты добротой, отзывчивостью, заботой и любовью.

Уроки приобретают значительно большую ценность, если получают поддержку со стороны наших родителей. Для этого мы используем жизненные ситуации на примере какой-либо семьи, описываемой в рассказе, где ярко показаны взаимоотношения с родными, соседями, знакомыми, родителями или друзьями. Этот прием позволяет в эмоциональной, доступной форме познакомить детей с общечеловеческими ценностями.

Важное место на занятиях по курсу «Самопознание» уделяется музыке и пению. В группе «Солнышко» воспитатели вместе с детьми сочинили свою песню: «Самые близкие друзья – мама, папа и я». Эта песня стала гимном нашей группы. Дети очень любят слушать музыку и петь любимые песни. В детском саду собрана большая фонотека классической и современной музыки, детских песен и песен в исполнении наших детей.

По мере того, как ребенок растет, у него появляется желание узнать больше об окружающем его мире. Конечно, любовь к сказкам у них сохраняется. Вместе с тем, большой интерес у детей вызывают исторические рассказы, притчи, реальные истории. Часто мы используем «Притчи человечества», которые несут в себе мудрость, накопленную разными народами мира в течение многих веков. Чтобы познакомить родителей с той или иной притчей, размещаем их содержание в папке-передвижке и периодически меняем их тематику. Содержание притчи позволяет развивать культуру ребенка. Так, притча «Хороший язык, плохой язык» позволяет объяснить детям, как важно в повседневной жизни говорить правильно и красиво. Мы следим за речью детей, закрепляем употребление «вежливых слов», осуждаем сквернословие.

Помогают сплотить родителей и детей, проходят очень интересно совместные с педагогическим коллективом вечера отдыха, «семейные уик-энды» с выездом на природу, спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», позволяющие почувствовать настоящий азарт, проявить волю к победе.

Родителям важно понимать, что для эффективности семейного воспитания необходима педагогическая культура. Важнейшее ее требование – не допустить произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывать об их человеческом достоинстве. Вот что писал в этой связи А.Н. Острогорский: «Если мы хотим, чтобы дети были друзьями нашими и в юности, и в зрелом возрасте, надо с раннего детства встать с ними на дружескую ногу, избегая всего того, в чем чувствуется взгляд на них сверху вниз».

Подводя итоги проделанной работы, мы можем сказать, что успех в воспитательном процессе во многом зависит от единства действий родителей и педагогов детского сада. Только такая совместная работа будет способствовать духовно-нравственному развитию личности ребенка, формированию способностей к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.