KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Наурыз: к истокам духовности
Наурыз: к истокам духовности
03 февраля 2014    Автор / А. Калыбекова, д.п.н., проф. ЮКГУ им. М. Ауэзова


Традиция празднования Наурыза вобрала в себя положительные элементы морали, нравственности и духовности, выработанные веками. Это день, когда созвездия и звезды после годичного круговорота приходят на место их первоначального пребывания и начинают новый путь – круг. По используемому нами григорианскому солнечному календарю этот день соответствует 22 марта. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Слово «наурыз» в казахском языке имеет несколько значений: 1) название первого дня Нового года; 2) название первого месяца каждого года животного цикла; 3) название праздника Новый год; 4) название угощений, в этот праздник; 5) название жанров стихов и песен.

По древним представлениям казахов и их предков – тюрков, каждый год делился на 6 месяцев лета и 6 месяцев зимы. Границей этого деления являлся первый день Нового года – Наурыз, день весеннего равноденствия. Летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние – отрицательный, соответственно они обозначали добро и зло. Символически Наурыз выступает как первый день наступления победы над злом. Этот мотив сохранился в казахских мифах и сказках.

Благодаря простоте образа жизни, казахи были больше чем кто-либо «детьми» природы, наделившей их пытливым умом и любознательностью. Народ, который в прошлом не имел представления о существовании компаса, не пользовался часами, мог по солнцу, луне, движению светил ориентироваться на местности, определить днем и ночью точное время суток. Он пользовался восточным календарем, составленным почти три тысячи лет назад, в основу которого положен двенадцатилетний животный цикл, дал свои названия месяцам, условно подразделенным на летние и зимние, в соответствии с временами года, характером погодно-климатических условий степей.

Как только теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие, начинали пахоту. Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени.

Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурызбаем, Наурызбеком, девочек – просто Наурыз, Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющегося мира.

В этот день в каждой семье накрывали дастархан – скатерть с различными яствами. Девушки готовили ритуальные блюда «үйқы ашар» (дословно «пробуждающийся от спячки») из свежего мяса и молозива. Этому яству, по древним поверьям казахов, приписывалась способность пробудить у юношей физическую силу и чувство любви. Им угощали парней, как правило, женихов. чтобы они не проспали весеннего обновления природы. В ответ наугощение джигиты преподносили подарки: зеркала, гребенки, мыло, платки.

До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, посевной инвентарь, тщательно протирали мебель, домашнюю утварь, расплачивались с долгами. Находившиеся в ссоре мирились, ибо, как утверждали старики. когда Наурыз входит в дома, все болезни. жизненные невзгоды и неудачи должны обходить их стороной. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока. урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном. шубатом, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, дабы все невзгоды и беды миновали их.Каждый старался одеться опрятно, чисто, по возможности надевали что-нибудь из обновки.

В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утрамужчины очищали арыки, колодцы (тескен), истоки родников, старики высаживали деревья со словами «Пусть от человека остается потомкам дерево, а не скот», «Срубишь одно дерево – посади десять!». Женщины кропили молоком посаженные деревья, очищенные родники, что символизировало пожелание благополучия земле-матушке.

Праздник «Наурыз мейрамы» не обходился без спортивной борьбы, участвуя в которой девушка могла вызвать на состязание джигита с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце. Если же побеждала девушка, то джигит должен был повиноваться ей и выполнять любые ее приказания. В таких случаях Наурыз превращался нередко в свадебные торжества. Отсюда и доброе пожелание, бытующее в народе: «Пусть продолжением праздника будет свадьба!».

День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий в день равноденствия новый год. Состязания акынов прекращались с заходом солнца за горизонт, когда, как считали предки, добро побеждает зло. Затем разжигался костер, как правило, у алтыбакана – переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности. селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.

На юге Казахстана такие народные торжества в старину дополнялись еще и своеобразным чествованием алого цветка – қызғалдақ. Этому нежному созданию родной природы посвящались айтысы, молодежные хороводы, народные игры. Здесь же выступали лучшие певцы, джигиты-наездники, канатоходцы.

Традиции Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. И в этом одна из причин того, что прихода праздника ждут с нетерпением. Вот описание некоторых традиций Наурыза, которые почитаемы в казахском народе.

Наурыз көже

Наурыз көже – традиционное новогоднее угощение. В эти праздничные дни готовится много еды, что является символом достатка и изобилия в наступающем году. Большое значение придается приготовлению ритуального блюда «Наурыз көже», в состав которого обязательно входят семь пищевых продуктов. Наурыз көже – своеобразный показатель национального гостеприимства и щедрости.

Наурыз бата

В традициях казахского народа много видов благословлений, и одно из них – наурыз бата. В дни наурызнама уважаемые аксакалы, женщины преклонного возраста благословляли того, кто их угостил наурыз көже, акына. победителя айтыса, понравившегося музыканта, певца, борца. а также всех гостей тоя. жителей аула. Сохранилось немало устных памятников. связанных с этим обычаем. К примеру: «Славься, день Наурыз! Пусть твой дом обогащается! Пусть посетит тебя Қыдыр ата!» и т.д. Благословление во время тоя считается добрым знаком.

Наурыз жұмбақ

Наурыз жұмбақ – загадки в честь Наурыза. Наурыз жұмбақ посвящаются явлениям природы, земле-матушке, весеннему равноденствию. Девушки и парни устраивали состязания, айтысы, разгадывая загадки, сочиняя на ходу стихи.

Самарқанның көк тасы

Самарқанның көк тасы – синий камень Самарканда. Выражение тесно связано с днем Наурыза и имеет несколько значений. По преданиям. в обсерватории знаменитого астронома Улугбека (1394-1449) хранился синий камень. и 22 марта луч солнца, попадая на камень, якобы размягчал его.

Давние обиды прощались именно в этот день. Если обиженный не склонен прощать, ему напоминали: «В этот день и синий камень Самарканда смягчается, или ты тверже камня». В древние времена в день Наурыза могли помиловать преступников, приговоренных к различным наказаниям, если они, осознав свои ошибки, просили прощения.

Из этого мы видим, что Наурыз – это начало не только Нового года, но и добрых дел, хороших начинаний, чистоты, искренности, очищения.

comments powered by Disqus