KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Методические особенности урока самопознания
Методические особенности урока самопознания
14 февраля 2014    Автор / И. Калачева, Начальник научно-методического отдела ИГРЧ ННПООЦ «Бөбек», г. Алматы

В 2010 году в образовательную систему нашей страны введен новый предмет – самопознание. Девять лет эксперимента показало, что  учителями, методистами, учеными  разработана уникальная методика, которая по крупицам собиралась в процессе научного поиска, педагогических открытий,  семинарских дебатов. В результате создана уникальная методическая система, которую, если говорить образно, можно рассматривать как инструмент для талантливого мастера, каковым является учитель. Каковы же будут основные черты урока, построенного в соответствии с апробированными приемами?

Урок самопознания по своей структуре отличается от других школьных дисциплин. Он начинается с традиционного Круга радости, где учитель и учащиеся тепло приветствуют друг друга. Методический смысл Круга радости заключается в том, чтобы каждый  чувствовал себя принятым в знакомый ему большой дружеский коллектив, где  пользуется доверием и сам доверяет другим. Однако здесь важен  не просто эмоциональный настрой:  каждый урок самопознания начинается с поэтических строчек, содержание которых созвучно теме урока. Стихотворные произведения помогают учащимся создать свой образ темы, настроиться на нее.  Атмосфера начала урока очень важна для полноценного, доверительного диалога учителя и учеников.

Почему именно диалога? Да потому что урок самопознания всегда строится на принципах интерактивной методики. Учитель здесь – собеседник, партнер, наставник, модератор, оппонент и единомышленник. Он создает  условия для того, чтобы каждый мог высказывать свое мнение,   формировать свою жизненную позицию, отражать себя в творчестве  и  совершать свои открытия.

После введения в тему урока  важно обозначить проблему.  Она ставится либо через вопросы, размещенные в рубрике «Беседа», либо через тексты, представленные в рубрике «Чтение». Обозначение проблемы можно осуществить и  с выполнения задания. Важнейшей особенностью урока самопознания является умение учителя создать условия для собственного поиска учащихся, не предлагать им готового знания.  Источником такого поиска становятся все виды деятельности учащихся на уроке.

Остановимся на роли чтения в организации исследования. Чтение – это  прежде всего возможность  понять нравственную основу поступка, увидеть многогранность  отношений человека с другими людьми и окружающим миром. Тексты для чтения – художественного, публицистического, научно-популярного характера – подобраны так, чтобы учащиеся могли  выявить проблему урока и озадачиться ею. С этой целью  часто предлагаются притчи, ведь именно в них  содержится глубокий поучительный и философский смысл того, что делает человек.  Широко используются  произведения казахстанских авторов, отрывки из классических художественных произведений,    творчество  современных  писателей, материалы  газет и журналов.

Чтобы учащиеся учились слушать и слышать, чувствовать и сопереживать, размышлять и рассуждать, применяется прием «Рассказ учителя (ученика)», причем имеют место различные виды  пересказа произведения: с остановкой, с элементами инсценировки.

Материал для чтения следует рассматривать еще и как носитель учебной информации, ведь в содержании художественных, публицистических,  научно-популярных, философских произведений живут идеи, осмысление которых ведет к обретению истины. Часто текст для чтения является убедительной иллюстрацией к теме урока, что способствует ее образному восприятию.

Поиску истины помогает и работа с репродукцией. Это еще один очень важный методический прием. Он основан на анализе произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, репродукции или фотографии которых представлены в учебнике. Попытка понять замысел художника, его чувства, отношение к изображаемому – интересная задача для ученика, который в таком виде деятельности приобщается к прекрасному, развивает свой эстетический вкус. Это  один из способов понять себя и мир вокруг. Изобразительное искусство  образно представляет вечные человеческие ценности, побуждает учащихся к собственному творчеству, которое является неотъемлемым условием  самопознания.

 Практически все задания на уроках носят творческий характер.   Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, проиллюстрировать свое настроение, открыть формулу успеха,  составить правила поведения на природе, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему,  дать добрые советы  одноклассникам о ведении здорового образа жизни,  выступить с обращением о бережном отношении к природе, разыграть сценку о проведении семейного вечера, домыслить окончание истории, участники которой не могут достичь взаимопонимания, предложить несколько путей выхода из создавшейся ситуации, исследовать состояние окружающей среды своего города, района и предложить способ решения проблемы…

Для чего это делается? Чтобы помочь растущему человеку выбрать верные жизненные ориентиры, основанные на высоких ценностях, эмоционально прочувствовать красоту добра, научиться быть отзывчивыми, добросердечными, понять смысл жизнетворчества.

Особую роль в постижении программного материала играет проектная деятельность. Ее элементы вводятся уже в начальной школе и в классах основной ступени. Однако работа над долгосрочными проектами предусмотрена с 9 класса. Задача учителя – создать у учащихся положительный мотивационный настрой и помочь на основе предложенной темы определить конечный результат, сформулировать задачи, разработать план действий, согласовать способы совместной деятельности. Важно помочь старшеклассникам определить для себя цель исследования, то есть понять, для чего необходим такого рода поиск.

В процессе реализации проекта, то есть собирания материала, его осмысления, классификации, учитель выступает координатором, наблюдателем, консультантом, а возможно, и непосредственным участником.

 Образовательный потенциал проектной деятельности создаёт у учащихся образ целостного знания, повышает мотивацию к получению дополнительных сведений, развивает исследовательские и творческие способности личности, воспитывает чувство ответственности, самодисциплины, стремление следовать в жизни гуманистическим ценностям.

На практике проектная деятельность помогает учителю осуществить личностно ориентированный подход к обучению, вместе с учащимися смоделировать принципиально новый образовательный процесс. Но самое главное – раскрыть творческий потенциал учеников, которые смогут увидеть новые пути познания себя, организовать исследование, ведущее к важным открытиям.

Уникальность уроков самопознания заключается в наличии широкого спектра нестандартных, принципиально новых методических приемов. Помимо Круга радости, о котором мы уже говорили, или Круга «От сердца к сердцу», способствующего эмоциональному завершению урока, есть и такие, которые позволяют ученику, участвуя в уроке,  остаться «наедине с собой».  Этот прием так и называется, ведь в течение минуты дети имеют возможность осмыслить свое личностное «Я», проанализировать внутреннее состояние. Этот прием благотворно влияет на ученика, развивает воображение и обычно используется, когда необходим переход к новому осмыслению материала. С этой целью, наряду с речью учителя, применяется также соответствующий аудиоряд (классическая музыка, звуки природы и т.д.).

 «Минутка тишины» – методический приём релаксации. В тишине человек успокаивается, лучше осознает свои чувства и эмоции. Учителю рекомендуется при выполнении данного упражнения обратить особое внимание на позу ученика, его умение расслабиться.

На уроке самопознания активно применяются игры, разминки, ведь важно создать здоровую атмосферу, поддержать в учениках бодрость духа, дать им эмоциональный заряд для всей последующей учебной деятельности.

Методические приемы урока самопознания являются неотъемлемой составляющей уникальной методической системы. В этой системе важнейшую роль играет такой прием, как обобщение. Материал для обобщения, как правило, содержится в рубриках учебника, содержащих учебную информацию. Но смысл обобщения не только в чтении и запоминании выводов. Важно дать учащимся возможность озвучить собственные открытия, прокомментировать сведения, данные в учебнике, и, возможно, дополнить их. Это желательно сделать перед выполнением итогового творческого задания, а в отдельных случаях - в процессе проведения Круга «От сердца к сердцу» в форме обмена впечатлениями.

Творческая деятельность – важнейшая составляющая урока самопознания. Именно в результатах творческой деятельности учащиеся обозначают пути решения поставленной проблемы, проявляют свое отношение к окружающему миру. Очень важно создать условия для презентации творческих проектов, обсуждения полученных результатов. Творческие работы можно размещать в зоне творчества, что способствует повышению уровня ответственности учеников за свои мысли, слова и поступки.

Особо следует сказать о работе с Тетрадью ученика. В ней предусмотрены задания для индивидуальной деятельности, отражены этапы работы над проектом в девятом и старших классах. Некоторые виды деятельности можно использовать на уроке, определенная часть заданий оптимальна для выполнения дома. Подчеркнем, что домашнее задание должно выполнять не формальную роль, а служить для ученика возможностью продолжить осмысление темы, обсудить ее с родными. Результаты домашнего творчества можно рассматривать как связующее звено между двумя уроками по одной теме.

С учетом специфики предмета, его целей и задач предполагается применение различных видов нестандартных уроков, обладающих здоровьесберегающим потенциалом. Это уроки-размышления, уроки-дискуссии, театрализованные уроки, уроки творчества, уроки на природе, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки-игры… Однако ни разнообразные формы урока, ни уникальные методические приемы сами по себе не способны сделать урок живым, запоминающимся, душевным… Все это в руках талантливого учителя лишь инструмент, помогающий донести до учеников смысл вечных человеческих истин. 

comments powered by Disqus